Единство общего и специального в терминологии
Осмысление общенаучных понятия применительно к нашей научной дисциплине приводит к обогащению собственно педагогической терминологии такими словосочетаниями: «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическая система», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие». Дадим их краткую характеристику.
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что исходным для трактовки этих и ряда других важнейших педагогических понятий является общенаучное представление о системе и системном подходе. Ни один сложный объект в наше время не может рассматриваться иначе, как с этих позиций. Так как педагогика — это наука об одном из видов деятельности, то правильно будет назвать научный подход к изучению ее объекта системно-деятельностным. В контексте этих общенаучных категорий рассмотрим три обозначенных выше понятия. Но вначале нужно определить, что означают главные слова — «система» и «деятельность».
Система - целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие.
Минимальный набор характеристик системы, учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту: состав (совокупность элементов, в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе. Элемент системы, в свою очередь, может быть системой, входящей в более широкую систему как ее часть, какподсистема.
Деятельность, рассматриваемая с философских позиций, выступает как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Отдельные виды человеческой деятельности — производственной, экономической, научной, этической, педагогической — можно рассматривать как подсистемы более широкой системы, какой является общество в целом. Так соединяются системный и деятельностный подходы, составляя системно-деятельностный подход к изучению тех или иных видов общественной деятельности, в частности научной и педагогической.
Теперь достаточно четко можно определить понятие «педагогическая деятельность», которая не сводится только к работе учителя. Такая деятельность, понимаемая как подсистема деятельности в общем, социальном смысле, в одном ряду с деятельностью производственной, политической, экономической и т.д., сама состоит из подсистем, в своей совокупности реализующих функцию приобщения человеческих существ к участию в жизни общества. Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:
работа педагогов-практиков; они в непосредственном общении передают тем, кого обучают и воспитывают, культурное достояние человечества, развивают их способности, содействуют становлению личности;
административная деятельность, организующая образовательный процесс; ею занято множество руководителей, организаторов образования;
научно-исследовательская деятельность, которой заняты работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и кафедр педагогики вузов; она одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, то есть частью науки как общественного института;
передача результатов педагогической науки практике; сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь.
С учетом всего сказанного о системе и деятельности не составит особых затруднений понимание термина «педагогическая система», довольно часто употребляющегося в педагогической литературе. Такая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каковее состав, то естьконкретное содержание ее элементов: система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система и т.д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы — умение охарактеризовать ее с позиций системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции.
Мы уже не раз пользовались словами «педагогическая действительность». Понятно почему. Педагогика, как и любая наука, отражает действительность, то есть объективную реальность. При этом наука выделяет в ней свои объекты изучения, рассматривая их через призму сформированных в данной науке понятий. Например, физика изучает физическую реальность.
В поле зрения педагогической науки специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность. Поэтому педагогическую действительность (или педагогическую реальность) можно определить как действительность, взятую для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности. Можно сказать иначе:это та часть действительности, которая включена в педагогическую деятельность.
Можно привести такой пример. Во время урока в классную комнату влетела муха и приземлилась на учебнике, лежащем на столе учителя. Является ли она частью действительности? Конечно, но только действительности вообще, не специально педагогической. Чтобы она внедрилась в педагогическую действительность, нужно, чтобы автор учебника включил рассказ о ней в соответствующий раздел, а учитель, излагая, например, законы генетики, подтвердил их данными, полученными учеными на материале экспериментов с мушками-дрозофилами.
С представлениями о системе и деятельности соотносится и понятие «образовательный процесс». Процесс - это смена состояний системы, следовательно, образовательный процесс — смена состояний системы образования как деятельности. Поэтому педагогическая (образовательная) деятельность и педагогический процесс — не одно и то же. Педагогический процесс это деятельность в ее динамике, в движении. Лишь остановив его в мысленном представлении, мы можем спокойно проанализировать те или иные участки педагогической деятельности.
Еще одно важное понятие, «педагогическое взаимодействие», обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогической деятельности — ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все, что связано в педагогикес целеполаганием и руководством. Как в любой молекуле воды содержатся атомы двух веществ, водорода и кислорода, так и в любом элементе педагогической деятельности, ее «молекуле», присутствуют две стороны: учитель и ученик, воспитатель и воспитанник. Если одного из них убрать из педагогического процесса — распадется сам процесс, прекратится педагогическая деятельность.
Но ученик или воспитанник не просто присутствует в педагогическом процессе. Это - живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом. Если сказать точнее — взаимодействующим, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит дальнейшую работу с учетом отклика ученика на эти действия. Иногда образно говорят (конечно, с известной долей преувеличения), что научить ничему нельзя, можно только самому научиться. Этим подчеркивается активный характер участия второй стороны в образовательном процессе и наличие в этом процессе не параллельных действий, а именно взаимодействия его участников.
Наконец, в педагогических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные у смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умения», «навыки»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система»).
В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется в основном общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобретать неотъемлемое качество научного термина — однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становится научным термином, оно несет на себе отпечаток огромного научного труда. Поэтому нельзя понимать справедливый протест против искусственно культивируемой иногда «наукообразности» в изложении как призыв к отказу от научной терминологии.
- Раздел I. Общие основы педагогики
- Раздел I. Общие основы педагогики Глава 1. Педагогика как наука
- 1.1. Объект и предмет педагогической науки
- Что значит - педагогика?
- Что такое наука
- Что изучает педагогика
- Особенности педагогической науки
- 1.2. Задачи педагогической науки
- 1.3. Система педагогических научных дисциплин1 Педагогическая наука и педагогические науки
- Науки о воспитании, обучении и о самой педагогике
- Педагогики во множественном числе
- 1.4. Категориальный аппарат педагогики
- Философские категории в педагогике
- Собственные понятия педагогики
- Общенаучные понятия
- Единство общего и специального в терминологии
- 1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс
- Роль образования в современной России
- Цели образования
- Вопросы и задания для самоконтроля:
- Раздел I. Общие основы педагогики Глава 1. Педагогика как наука
- 1.1. Объект и предмет педагогической науки
- Что значит - педагогика?
- Что такое наука
- Что изучает педагогика
- Особенности педагогической науки
- 1.2. Задачи педагогической науки
- 1.3. Система педагогических научных дисциплин1 Педагогическая наука и педагогические науки
- Науки о воспитании, обучении и о самой педагогике
- Педагогики во множественном числе
- 1.4. Категориальный аппарат педагогики
- Философские категории в педагогике
- Собственные понятия педагогики
- Общенаучные понятия
- Единство общего и специального в терминологии
- 1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс
- Роль образования в современной России
- Цели образования
- Вопросы и задания для самоконтроля:
- Глава 3. Связь педагогики с другими науками
- 3.1. Место педагогики в системе научного знания Не греет лоскутное одеяло
- Четыре источника обогащения педагогики
- 3.2. Педагогика и философия Педагогика с философией и без нее
- Философия вместе с педагогикой или вместо нее?
- Нельзя ли без лишних мудрствований?
- 3.3. Педагогика и психология
- Деятельность в психологии и в педагогике
- Предмет психологии
- Психология для педагога-исследователя
- И здесь нужно различать науку и практику
- Психология нужна везде и всем
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований
- 4.1. Понятие «методология педагогической науки» Что такое методология и зачем нужно ее знать
- 4.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики Какую работу можно считать научной
- Как оценить качество научной работы
- 4.3. Логика педагогического исследования
- 4.4. Методы исследования
- Эмпирические методы
- Теоретические методы педагогического исследования
- Польза и универсальность моделирования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература для самостоятельной работы к разделу I «Общие основы педагогики»
- Раздел II. Дидактика Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения
- 5.1. Общее понятие о дидактике
- Что же исследует и изучает дидактика?
- 5.2. Объект и предмет дидактики
- Исторический обзор развития дидактики
- 5.3. Задачи и функции дидактики
- 5.4. Основные дидактические концепции и модели обучения1 Понятие «педагогическая система»
- Традиционная дидактическая система
- Педоцентристская дидактическая система
- 5.5. Становление современной дидактической системы Характеристика современной школы
- Демократизация и гуманизация школы
- Стиль деятельности учителя
- Характерные признаки сложившейся и формирующейся дидактической системы
- В рецептивно-отражательном подходе к обучению в обучении, построенном на современной основе (конструктивно-деятельностном подходе)
- Параметры обучающей системы Традиционное обучение (предметно ориентированное) Инновационное обучение (личностно ориентированное)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Процесс обучения как целостная система
- 6.1. Понятие и сущность обучения Что такое обучение? Определение процесса обучения
- Двусторонний характер процесса обучения
- Связь и взаимодействие преподавания и учения
- Логика процесса обучения и структура процесса усвоения
- Движущие силы процесса обучения
- Структура деятельности человека
- 6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы
- Целостность процесса обучения
- Системность и комплексность процесса обучения
- Модель структуры учебного процесса
- 6.3. Цикличность процесса обучения Общая характеристика цикла обучения
- Цель – показатель цикличности обучения
- Средства - показатель цикличности обучения
- Результат - показатель цикличности обучения
- 6.4. Функции обучения1
- Образовательная функция обучения
- Развивающая функция обучения
- Воспитательная функция обучения
- Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
- 6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности Преподавание как деятельность
- Система типовых задач - условие управления познавательной деятельностью учащихся
- Задачи учителя в деятельности преподавания
- 6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения
- Психологические теории
- Структура процесса учения
- Форма познавательной деятельности учащихся
- 6.7. Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения2
- Объяснительно-иллюстративное обучение
- Учитель Ученик
- Проблемное обучение
- Учитель Ученик
- Программированное обучение
- Учитель (учебник, компьютер) Ученик
- Учитель Ученик
- Смешанное программирование
- Алгоритмизированное обучение
- Блочное обучение
- 6.8. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения Понятие и сущность самостоятельности как категории науки
- Технология формирования самостоятельности школьников в обучении
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 7. Закономерности и принципы обучения
- 7.1. Закономерности обучения1
- Законы обучения
- Закономерности обучения
- 7.2. Принципы обучения как категории дидактики Понятие и сущность
- 7.3. Характеристика принципов обучения Система принципов обучения
- Характеристика принципов обучения
- Взаимосвязь принципов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Содержание общего образования
- 8.1. Понятие и сущность содержания образования Содержание образования как дидактическая категория педагогической науки
- Сущность содержания образования и его исторический характер
- Научные основы содержания образования
- 8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования Источники формирования содержания образования
- Факторы формирования содержания образования
- Принципы отбора содержания общего образования
- Система критериев отбора содержаний образования:
- 8.3. Проблема введения образовательных стандартов в общеобразовательной школе
- 8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы Учебный план
- Базисный учебный план
- Региональный базисный учебный план
- Учебный план общеобразовательной средней школы
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
- Особенности структуры Базисного учебного плана
- 8.5. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий Учебная программа
- Типовые учебные программы
- Рабочие учебные программы
- Авторские учебные программы
- Структура учебной программы
- Способы построения учебной программы
- Учебники и учебные пособия
- Структура учебника
- 8.6. Стратегия развития вариативного образования в России
- Стратегические ориентиры развития вариативного содержания образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Методы обучения в школе
- 9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения Основные подходы к определению понятия «метод обучения»
- Понятие и сущность метода обучения
- Приемы обучения
- Структура метода обучения
- 9.2. Классификация методов обучения Основные подходы к классификации методов обучения
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы
- Условия эффективного применения наглядности
- Практические методы
- Дидактические игры как метод обучения
- Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся
- Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
- 9.3. Выбор методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Средства обучения
- 10.1. Понятие о средствах обучения Понятие и классификация средств обучения
- Средства преподавания
- 10.2. Средства общения Понятие и сущность общения как средства обучения
- Речь как средство преподавания
- 10.3. Средства учебной деятельности
- 10.4. Оборудование учебного кабинета
- Учебные кабинеты
- Наглядные пособия как средства обучения
- Коллекции и модели в системе учебных средств
- 10.5. Технические средства обучения (тсо)
- Виды тсо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе
- 11.1. Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
- Что такое форма организации обучения?
- 11.2. Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Система индивидуального обучения
- Индивидуально-групповая форма организации обучения
- Классно-урочная система обучения
- Бель-ланкастерская система обучения
- Батовская система обучения
- Маннгеймская система
- Дальтон-план
- Формы организации учебного процесса в классно-урочной системе обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 12. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
- 12.1. Урок как целостная система
- Что такое урок?
- Цель урока
- 12.2. Типология и структура уроков Понятие структуры урока
- Типы урока
- Урок изучения нового материала
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации
- Комбинированный урок
- Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
- 12.3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Фронтальная форма организации учебной деятельности
- Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке
- Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся
- 12.4. Самостоятельная работа учащихся на уроке
- Понятие о самостоятельной работе ученика
- Уровни самостоятельной деятельности школьников
- Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке
- Типы самостоятельных работ
- Виды самостоятельных работ в обучении
- 12.5. Система уроков по теме
- Урок объяснения нового материала
- Урок-семинар
- Урок лабораторно-практических занятий
- Урок защиты тематических заданий
- Лабораторно-практические занятия, практикумы
- Зачетный урок
- 12.6. Другие формы организации обучения
- Экскурсия
- Домашняя работа школьника
- Внеклассная и внеурочная формы работы учащихся
- 12.7. Подготовка учителя к уроку
- Тематическое планирование
- Номера уроков
- Планирование урока
- 12.8. Анализ и самооценка урока
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения
- 13.1. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе
- 13.2. Факторы, влияющие на объективность, проверки и оценки знаний
- 13.3. Процесс проверки и оценки результатов обучения
- Цели и задачи проверки и оценки знаний
- Выбор заданий, соответствующих планируемых целей
- Способы выражения результатов проверки
- 13.4. Формы и методы проверки и оценки результатов обучения
- Синтезированный метод проверки результатов обучения
- Вероятностный метод проверки результатов обучения
- Определение последовательности вопросов при контроле знаний
- 13.5. Развитие оценочной системы обучения
- 13.6. Неуспеваемость учащихся
- Работа с одаренными детьми
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Инновационные процессы в образовании
- 14.1. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
- Что такое «инновация»
- 14.2. Инновационная направленность педагогической деятельности Сущность инновационной направленности педагогической деятельности
- Этапы инновационной деятельности
- 14.3. Классификация инноваций
- Технологические инновации
- Методические инновации
- Организационные нововведения
- Управленческие нововведения
- Экономические инновации
- Социальные нововведения
- Юридические инновации
- 14.4. Характеристики и критерии оценки инноваций
- Теоретические инновации
- Практические инновации
- Уровень конкретизации
- Уровень дополнения
- Уровень преобразования
- 14.5. Инновационные учебные заведения
- Авторская школа
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература для самостоятельной работы по разделу «Дидактика»
- Раздел III. Теория воспитания Глава 15. Воспитание как педагогическое явление
- 15.1. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 15.2. Сущность воспитания и его особенности
- 15.3. Формирование личности в воспитательном процессе
- 15.4. Критерии оценки воспитательного процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Общие закономерности и принципы воспитания
- 16.1. Характеристика закономерностей воспитания
- 16.2. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Содержание воспитательного процесса
- 17.1. Проблема содержания воспитательного процесса
- 17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
- Человек как ценность
- Жизнь как ценность
- Общество как ценность
- Труд как ценность
- Природа как ценность
- 17.3. Программа воспитания и субъекты воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Социальное пространство воспитательного процесса
- 18.1. Понятие социального пространства
- 18.2. Психологический климат группы
- Разновидность способов педагогического влияния на социально-психологический климат (атмосферу) группы
- 18.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса
- В диффузной группе: в коллективе:
- 18.4. Детское и юношеское движение
- 18.5. Динамика социального пространства воспитательного процесса
- 18.6. Межнациональное общение в социальном пространстве
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Общие методы воспитания
- 19.1. Понятие метода воспитания
- 19.2. Система методов воспитания
- 19.3. Система методов педагогического воздействия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства и формы воспитательного процесса
- 20.1. Средства воспитательного процесса
- 20.2. Формы воспитательного процесса
- 20.3. Классное руководство как организационная форма работы с детьми
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Педагогическая технология воспитания
- 21.1. Педагогическая технология как элемент профессионального мастерства педагога
- 21.2. Профессиональные педагогические умения «прикосновения к личности»
- 21.3. Технологическая карта воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература для самостоятельной работы по разделу III «Теория воспитания»