logo
Общие основы педагогики П

В рецептивно-отражательном подходе к обучению в обучении, построенном на современной основе (конструктивно-деятельностном подходе)

Ближайшая цель урока — усвоение знаний; выработка умений и навыков, понимание учебного материала

Прямая цель — развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов

Содержание урока - программные знания, материал учебника

Содержание урока — освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности и в себе

Движущие силы учения — угрозы, приказания, запрещения, наказания, отметка, соревнование с другими

Движущие силы учения — радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе

Способы работы на уроке — объяснение, повторение, упражнение, заучивание наизусть, действие по образцу

Способы работы – совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися

Организация традиционного урока, расчленение на ступени при господстве фронтальной работы: опрос-подготовка учащихся к восприятию нового материала, обобщение его, выяснение уровня понимания (проблемные вопросы), закрепление

Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и научных) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы с включением на одном из этапов всех в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной цели

Роль учителя как всевластного и всезнающего, непререкаемого начальника и распорядителя судьбой ученика

Учитель — помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины, в овладении мастерством

Первая обязанность учителя — сообщение знаний в такой форме, чтобы оно могло быть усвоено быстро, прочно и долго сохранялось в памяти. Дело учащихся - откладывать в своем сознании информацию, чтобы предъявлять ее по первому требованию учителю и ждать за это отметки-оценки

Первая обязанность учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся - активно участвовать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир

Конечные результаты учения - соответствие знаний, умений, навыков учащихся запрограммированным стандартам, выявляемое опросом, экзаменом, способностью действия по образцу

Главный результат обучения в перестраиваемой школе - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством

Сравнительный анализ моделей обучения с позиции описанных подходов, проведенный В.Я. Ляудис, позволяет выделить их сущностный характер по основным параметрам дидактической системы (см. Инновационное обучение: Стратегия и практика. М., 1994).