logo
Общие основы педагогики П

Учитель Ученик

Информирует школьников о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности

Воспроизводит учебную информацию

Объясняет наиболее важные моменты

Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала

Организует осмысливание учебной информации

Применяет различные способы осмысливания и углубляет понимание учебного материала

Организует обобщение знаний

Обобщает усвоенный материал

Организует закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля

Закрепляет изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания

Организует применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и др.

Применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр.

Сообщающее(объяснительно-иллюстративное)обучение характеризуется прежде всего тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Деятельность учителя состоит в основном в предоставлении, «подаче» информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств.

Сообщающее обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичных режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от репродуктивного) мышлению, умениям творческого мышления. Так появляется проблемное обучение.