logo
Мод

6.3. Психологическая структура деятельности педагога

Психологическая структура деятельности педагога является своеобразным отражением деятельности педагогических систем. Она представляет собой взаимосвязь, систему и последовательность действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через разрешение педагогических задач.

Преподаватель высшего учебного заведения выполняет такие функции:

организаторскую (руководитель, наставник в лабиринте знаний, умений и навыков);

информационную (носитель новейшей информации);

трансформационную (превращение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания;

ориентационно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);

▪ мобилизующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самоутверждения).

Профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения – это особая разновидность творческого интеллектуального труда. Творчество преподавателя состоит в следующих моментах:

√ в подборе методов и разработке технологий реализации цели и задач, поставленных государством перед высшей школой;

√ в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса;

√ в вооружении будущих специалистов фундаментальными знаниями;

√ в приучении студентов к самостоятельному получению максимальной информации за короткое время;

√ в развитии творческого мышления обучающихся;

√ в обучении умениям научного исследования;

√ в воспитании разностороннего, эрудированного и культурного человека.

Выполнение всех профессиональных функций педагога базируется на признании его академической свободы, под которой понимается предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Академическая свобода означает возможность для преподавателей излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента – получать знания согласно своим склонностям и потребностям. В то же время предоставляемые академические свободы влекут за собой ответственность руководства образовательных учреждений за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.

Психологическая структура деятельности выступает как система и последовательность действий педагога. Это взаимосвязь действий, которые позволяют достигать поставленные цели благодаря решению педагогических задач. В ней можно выделить конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический функциональные уровни.

Гностический компонент включает в себя изучение:

– содержания и способов влияния на студентов;

– возрастных и индивидуальных особенностей студентов;

– особенностей учебно-воспитательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

По сути гностический компонент является стержнем всех остальных компонентов.

Конструктивный компонент включает в себя:

– подбор и композицию содержания информации;

– проектирование деятельности студентов, в которой эта информация может быть освоена;

– проектирование собственного поведения по отношению к студентам.

Организационный компонент включает:

– информацию в процессе ее сообщения студентам;

– разные виды деятельности студентов, чтобы результаты отвечали целям системы;

– собственную деятельность и поведение в ходе взаимодействия со студентами.

Коммуникативный компонент включает:

– установление педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние;

– установление правильных отношений с руководителями;

– соотношение своей деятельности с государственным заданием.

Психологическая структура компонентов деятельности преподавателя является динамической и постепенно изменяется в процессе овладения мастерством.

Деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в формировании общественного сознания и духовной культуры украинского общества. Для преподавателя высшей школы необходимой характеристикой является интеллигентность, то есть такое свойство, функция личности, которая выражается в обострённом чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.

Определяющими качествами интеллигентности являются: гуманизм, высокая духовность и чувство ответственности за свои поступки, добропорядочность, способность к пониманию другого, терпимое отношение к миру и людям, безупречное соблюдение чести, непременное чувство меры во всём.

Все эти качества являются необходимым компонентом психологической структуры деятельности педагога и существенным образом влияют на эффективность решения педагогических задач.