8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
Целью воспитательного процесса в высшей школе является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять определенный ряд объективной системы социальных ролей. Задачами воспитания являются цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д.
Задачи воспитания делятся на две группы:
Инвариантные – общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру.
В русле гуманистического воспитания вуз ставит следующие задачи:
– мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;
– приобщение личности к системе культурных ценностей;
– оказание помощи в построении личностных карьерных стратегий и развития творческого потенциала;
– раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали и культивирование профессионально значимых личностных параметров;
– развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности;
– воспитания уважения к законам страны и гражданским правам личности;
– формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору создания материальных благ;
– развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.
По мере взросления личность осваивает социальные роли в зависимости от своего потенциала и возрастных возможностей, что становится основанием для выделения возрастных вариативных задач. Они обязательно должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.
Основными направлениями воспитательной работы в высшем учебном заведении являются:
√ гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения. правовой культуры, развитие общественно-политической активности);
√ формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда);
√ социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);
√ формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);
√ художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества;
√ воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму).
В отличие от методов обучения, направленных на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков, методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания:
І. Условно можно выделить две группы педагогического влияния:
методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную и отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание;
методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, когда у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с окружающими людьми.
ІІ. По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
ІІІ. Существует классификация, согласно которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых.
ІV. Выделяются также такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания.
V. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. На основе направленности в ней выделяют три группы методов:
▪ методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, внушение, диспут, пример и т. .);
▪ методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, упражнение, воспитывающие ситуации и т. д.);
▪ методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование и др.).
V. В профессиональной педагогике сложилась следующая классификация методов:
– методы организации коллектива – дисциплина (выработка норм и правил культурного распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу), самообслуживание (создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива), соревнование (стимулирование индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников), самоуправление, которое обеспечивает отношения взаимной ответственности и организаторских качеств при условии реальных прав и полномочий;
– методы убеждения – информация, поиск информации ценностно-ориентированного характера, дискуссия, взаимное просвещение;
– методы стимулирования – поощрение, наказание, требование, перспектива, общественное мнение.
Среди методов воспитания и формирования профессиональной культуры наиболее эффективными являются следующие:
√ метод личного примера в поведении преподавателя;
√ метод доверительного межличностного общения;
√ проведение мероприятий за рамками учебного плана;
√ поощрение;
√ наказание;
√ приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др.
Таким образом, воспитание представляет собой процесс становления, обогащения и совершенствования духовного мира человека и творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте. Оно отражает триаду «знания – убеждения – практическая деятельность», которая реализуется благодаря многообразию методов воспитательного воздействия на студентов.
Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера
в педагогическом коллективе»
План
1. Особенности взаимодействия преподавателя и студента.
2. Авторитет преподавателя. Риски «терминаторного менеджмента».
3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента.
4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания.
5. Задачи, направления, методы воспитательного процесса в вузе.
Темы рефератов
Основные концепции воспитания.
Синергетика как инновационный подход к воспитанию в вузе.
Цель и задачи воспитания в высшем учебном заведении.
Основные направления воспитания студентов в процессе обучения и внеучебной деятельности.
Воспитательная работа в академической группе.
Роль и функции куратора академической студенческой группы.
Формы внеаудиторной работы со студентами.
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»