logo
Мод

8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы

Целью воспитательного процесса в высшей школе является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять определенный ряд объективной системы социальных ролей. Задачами воспитания являются цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д.

Задачи воспитания делятся на две группы:

Инвариантные – общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру.

В русле гуманистического воспитания вуз ставит следующие задачи:

– мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;

– приобщение личности к системе культурных ценностей;

– оказание помощи в построении личностных карьерных стратегий и развития творческого потенциала;

– раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали и культивирование профессионально значимых личностных параметров;

– развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности;

– воспитания уважения к законам страны и гражданским правам личности;

– формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору создания материальных благ;

– развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.

По мере взросления личность осваивает социальные роли в зависимости от своего потенциала и возрастных возможностей, что становится основанием для выделения возрастных вариативных задач. Они обязательно должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.

Основными направлениями воспитательной работы в высшем учебном заведении являются:

√ гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения. правовой культуры, развитие общественно-политической активности);

√ формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда);

√ социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);

√ формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);

√ художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества;

√ воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму).

В отличие от методов обучения, направленных на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков, методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания:

І. Условно можно выделить две группы педагогического влияния:

    1. методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную и отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание;

    2. методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, когда у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с окружающими людьми.

ІІ. По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

ІІІ. Существует классификация, согласно которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых.

ІV. Выделяются также такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания.

V. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. На основе направленности в ней выделяют три группы методов:

▪ методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, внушение, диспут, пример и т. .);

▪ методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, упражнение, воспитывающие ситуации и т. д.);

▪ методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование и др.).

V. В профессиональной педагогике сложилась следующая классификация методов:

методы организации коллектива – дисциплина (выработка норм и правил культурного распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу), самообслуживание (создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива), соревнование (стимулирование индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников), самоуправление, которое обеспечивает отношения взаимной ответственности и организаторских качеств при условии реальных прав и полномочий;

методы убеждения – информация, поиск информации ценностно-ориентированного характера, дискуссия, взаимное просвещение;

методы стимулирования – поощрение, наказание, требование, перспектива, общественное мнение.

Среди методов воспитания и формирования профессиональной культуры наиболее эффективными являются следующие:

√ метод личного примера в поведении преподавателя;

√ метод доверительного межличностного общения;

√ проведение мероприятий за рамками учебного плана;

√ поощрение;

√ наказание;

√ приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др.

Таким образом, воспитание представляет собой процесс становления, обогащения и совершенствования духовного мира человека и творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте. Оно отражает триаду «знания – убеждения – практическая деятельность», которая реализуется благодаря многообразию методов воспитательного воздействия на студентов.

Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера

в педагогическом коллективе»

План

1. Особенности взаимодействия преподавателя и студента.

2. Авторитет преподавателя. Риски «терминаторного менеджмента».

3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента.

4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания.

5. Задачи, направления, методы воспитательного процесса в вузе.

Темы рефератов

  1. Основные концепции воспитания.

  2. Синергетика как инновационный подход к воспитанию в вузе.

  3. Цель и задачи воспитания в высшем учебном заведении.

  4. Основные направления воспитания студентов в процессе обучения и внеучебной деятельности.

  5. Воспитательная работа в академической группе.

  6. Роль и функции куратора академической студенческой группы.

  7. Формы внеаудиторной работы со студентами.