7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
Педагог – это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система.
Системный характер педагогического мастерства отражается в профессиональном потенциале педагога, который является его главной характеристикой. Это совокупность естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности. Профессиональный потенциал может быть определен как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запланированных результатов.
Профессиональный потенциал – это возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности. По сути, он представляет собой концентрирование приобретенных качеств, то есть систему приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
В структуру профессионального потенциала педагога включаются следующие компоненты:
√ профессиональная подготовка: ориентация на профессию, профессиональное становление, профессиональная направленность;
√ творчество педагога: педагогический интеллект, профессиональная компетентность, индивидуальный стиль деятельности, творческое отношение к труду, развитие творческой инициативы;
√ профессионализм педагога: инновационная деятельность, гуманистическая ориентация, профессиональный рост, профессиональная позиция, профессиональная активность;
√ педагогическая культура: педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство.
Педагог – это всегда активная, творческая личность, выступающая организатором повседневной жизни студентов. Побуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.
Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
Творческая деятельность как целостный процесс характеризуется следующими чертами:
√ наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
√ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);
√ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
√ наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
√ новизна и оригинальность процесса или результата.
Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Среди творческих аспектов деятельности преподавателя можно выделить следующие:
▪ план каждого занятия и его реализация;
▪ новый методический прием;
▪ методическое усовершенствование (разработка новых методических материалов, преобразование научной информации в учебную);
▪ методическое обобщение;
▪ методическое изобретение;
▪ дидактическое обобщение (классификация методов обучения по источникам информации);
▪ дидактическое изобретение – разработка новых способов и средств обучения;
▪ дидактическое открытие (разработка новых процедур, например, поэтапное формирование умственной деятельности П. Я. Гальперина);
▪ совершенствование теории, уточнение и разработка определений;
▪ теоретическое обобщение;
▪ новая теория;
▪ педагогическое усовершенствование (новый стандарт, новый учебный план);
▪ педагогическое изобретение;
▪ педагогическое открытие.
Семинар № 7. «Педагогическое мастерство
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»