Проблемные задания
Какие типы темперамента преподавателя существуют? Как они зависят от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов? Обоснуйте свой ответ.
Продолжите перечисление типов характера преподавателя:
а) эгоцентрический;
б) группоцентрический;
в) …
Материал к дискуссии «Возможно ли правильно управлять знаниями?»
Продолжите перечень способностей преподавателя:
а) авторитарные;
б) научно-педагогические;
в) перцептивные;
г) …
5. Согласны ли Вы с тем, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы не исчерпывается узкопрофессиональными рамками? Какие содержательные компоненты компетентности преподавателя Вы считаете необходимыми?
6. Продолжите список компонентов педагогического мастерства:
а) профессиональные знания учебного предмета, методики обучения;
б) социально-педагогические качества;
в) …
7. В последнее время большинство преподавателей основных учебных дисциплин сталкиваются со следующими проблемами: постоянный рост объема информации в учебных курсах; увеличение динамики развития изучаемых отраслей, необходимость в постоянном обновлении и изменении учебных курсов, что требует большой работы, необходимость во все более частом повышении квалификации, изучении новых образовательных методик и приёмов. Какие способности преподавателя способствуют решению этих задач?
8. По результатам статистических исследований в области знаний за 2000-2007 гг. объем информации в мире ежегодно возрастал в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В частности это обусловлено развитием Интернет технологий. Через 10 лет объем информации в образовательной системе возрастет в 38,5 раз, а через 20 лет более чем в 2200 (!) раз. На данный момент существует несколько подходов к решению проблемы интенсивного роста объемов информации в образовании: 1) Болонский процесс; 2) дистанционное образование; 3) обучение через Интернет; 4) узкая специализация; 5) широкая специализация с последующим углублением в определенную отрасль. Какую позицию занимаете Вы? Обоснуйте свой выбор.
9. На данный момент не принято окончательное решение о дальнейшем развитии системы образования. Идут многочисленные дискуссии, большой упор сделан на Болонский процесс и самостоятельную работу студентов. Большинство теорий сходны в одном – преподаватель уже не будет играть роль единственного источника знаний, его роль скорее будет состоять в обучении как правильно управлять этими знаниями и как выбирать только нужную информацию из всего потока знаний. Согласны ли Вы с тем, что в ближайшем будущем время и умение правильно оперировать информацией станут одним из наиболее ценных ресурсов в системе образования? Как это скажется на авторитете педагога?
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»