6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
В формировании стратегических линий совершенствования образовательной сферы большое значение имеет использование исследовательских подходов, разработанных в рамках психологии образования, которые стали основой различных парадигм образования, а именно:
▪ Педагогическая – совокупность подходов к решению проблем образования и обучения, ориентированная на получение образования детьми, неспособными еще осознать свои потребности и уяснить, что образование реализует одну из их личных фундаментальных жизненных потребностей
▪ Андрагогическая парадигма обучения и образования взрослого человека, индивида, осознающего свои потребности и способного сознательно удовлетворять их в своей деятельности. Для такого человека учение – это деятельность, которую он сам и планирует, и реализует.
▪ Акмеологическая парадигма, ориентирующая преподавание на помощь субъекту учения в постижении вершины его возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.
▪ Коммуникативная парадигма взаимообучения реализуется, когда несколько осознающих свои потребности и компетентных каждый в своей предметной области субъектов обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученных ими новых сведений и опыта.
В современных условиях все эти парадигмы корректируют свои основные смыслы и векторы на развитие самостоятельности, инициативы, инновационного стиля мышления будущих специалистов с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Важное значение имеет формирование позитивной профессиональной «Я-концепции», которая представляет собой систему ценностно-мотивационных установок относительно личностно-профессиональных особенностей личности будущего специалиста. Благодаря возможности сравнивать «Я-реальное» и «Я-идеальное» обучающийся с помощью самоконтроля может выбирать и придерживаться соответствующих стратегий поведения, направленных на успех.
В процессе познания развивается интерактивное взаимодействие как главная социальная потребность, удовлетворение которой позволяет формировать ценностные ориентации, поскольку личность осознает ценности свого социального окружения. На основе анализа определенных элементов и компонентов профессиональной компетентности преподавателя взаимодействие трактуется как основное звено профессиональной подготовки личности.
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании.
І. Непрерывное образование. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного.
ІІ. Индустриализация обучения, т. е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
ІІІ. Переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Это тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
ІV. Стимуляция: развитие, организация творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Это поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым.
V. Необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся.
VІ. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.
Понятно, что выбор парадигмальной модели зависит от уровня профессиональной подготовки преподавателя. Низкий уровень профессиональной компетенции определяет ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса преподавателем. Гуманистическая же педагогика может строиться только на высоком уровне профессиональных умений и сформированных профессиональных ценностей.
Оправданным и целесообразным в современной педагогике оказывается принцип полипарадигмальности, поскольку он позволяет определить основные подходы как к теоретическим исследованиям, так и к практической профессиональной подготовке будущих специалистов.
Основными стратегиями реформирования высшего образования выступают:
√ гуманизация предметного содержания и гуманизация учебного процесса;
√ активная экспансия информационно-компьютерных технологий обучения. В связи с этим очень важно исследовать аспекты взаимной корреляции компьютеризации образования и развития культуротворческой способности:
▪ во-первых, при переходе к «программированному обучению» усиливается значимость подражания как способа обучения: обучающийся действует не «по правилу», а «по образцу»;
▪ во-вторых, в компьютерных сетях и на CD-дисках уже достаточно много материала, который вполне можно использовать как учебный, в том числе иллюстративный;
▪ в-третьих, неожиданным преимуществом программированного обучения можно признать притягательность машины как «одушевляемого» студентом существа, с которым можно состязаться и сотрудничать;
▪ в-четвертых, компьютерно-опосредованные коммуникации при дистанционном обучении позволяют активно использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, «мозговые штурмы», методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы;
▪ в-пятых, роль преподавателя становится совершенно иной, поскольку она приближается к роли режиссера, на которого прежде всего возлагаются функции координации познавательного процесса, корректировки преподаваемого курса, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами и др.
▪ в-шестых, «диалоговый режим» работы превращает традиционного «обучаемого» в «обучающегося», то есть учащего самого себя.
В целом, гуманизация обучения представляет собой парадигму, в основе которой лежит человекоцентристский подход, признание человека высшей социальной ценностью, уважение к личности, ее достоинству, потребностям и интересам.
Только на основе такой парадигмы становится возможным учет личных целей и устремлений каждого человека и создание максимальных условий для полного раскрытия его способностей, для его постоянного самоусовершенствования и самоутверждения. Такая модель обучения предполагает принципиальные изменения в содержании обучения, отказ от технократизма и экологического вероломства, признание приоритета гуманитарной культуры в широком понимании слова.
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»