Задания для самостоятельной работы
1. Напишите эссе на тему «Терминаторный менеджмент». Проблемная ситуация для осмысления: профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечеткая грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У студентов наступает ответная реакция: он пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное.
2. Подготовьтесь к дискуссии «Постмодернистские черты в образовательной среде». Проблемы для обсуждения:
√ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка).
√ Авторитет приобретает «личностный» характер. Педагог, который теперь не является воплощением Истины и Знаний, теряет свой институциональный авторитет, возникающий из самого факта признания роли наставника. Педагог уже не воспринимается в роли «трансмиссийного паса», который несет студентам абсолютную мудрость, истину и знания, требуя взамен уважение и послушание.
√ Педагог не может теперь выступать и в роли «управляющего демократа», который манипулирует студентами ради достижения заранее заданных целей. Он пытается создать условия для «образовательного диалога», где вместе со студентами будет искать путь в сложном мире.
√ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка). Если модернизм провозглашает идею ценности «Я», то постмодернизм – идею его расщепления (ино-, поли-, бес-субъектность).
√ Идеи западного постмодернизма – это порождение определенной стадии развития одной из мировых культур, которая в определенных аспектах не совпадает с нашей украинской. Поэтому нельзя весь запал критики переносить на науку, культуру и образование Украины. Конечно, нельзя не согласиться с постмодернистами в их позитивно-эвристических аспектах критики претензий социальных наук на «абсолютную истину», совершенство, безграничность использования предложений и выводов.
√ Следует признать, что целесообразно было бы расширить и разнообразить образовательное пространство, дополнить примитивные однолинейные задания проблемными с множеством ответов и решений, поддерживать «нестандартность» и оригинальность мышления, богатство и разнообразие природного и культурного наследия и т. д.
√ В то же время нужно быть осторожным с переходом на полную свободу выбора студентами собственных «путей развития», культивированием сомнений и релятивизма на всех этапах обучения и воспитания. Это может быть полезно, но не для всех и не на всех уровнях образовательной системы. В противном случае легко сформировать нигилизм и полное отторжение от культуры и опыта наших предков, недоверие к точным наукам, увлеченность всеми религиями мира и сектантскими учениями.
√ В целом, постмодернистские идеи можно воспринимать как переходное состояние, когда постмодернизм успешно разрушает стороны и элементы предыдущей эпохи, но не может предложить новую методологию преобразования мира.
(Группа разбивается на две части: в соответствии с достоинствами и недостатками постмодернистских подходов к образованию).
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»