8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
Интенсивные процессы совершенствования государственности в условиях социальной трансформации общественных отношений невозможны без теоретического обоснования и реализации в учебно-воспитательных учреждениях новых и усовершенствования существующих парадигм воспитания.
Воспитание представляет собой процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно реализуется посредством творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: «знания» – «убеждения» – «практическая деятельность».
Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение научно-познавательной, художественной и непременно нравственной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты.
Исторически сложились два основных типа воспитания:
1) своецентристское воспитание (мерило становления человека заключено в нём самом);
2) межсубъектное воспитание (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения).
Воспитание оказывает существенное влияние на духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.
Духовность обычно рассматривается как определённая позиция целостного сознания – нравственного, политического, религиозного, эстетического. Ведущую роль эта позиция занимает в сфере моральных отношений. В христианской этике духовность традиционно связывается с внутренней чистотой и умиротворённостью, со скромностью и послушанием. Однако духовность следует рассматривать шире, в социальном плане – как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке».
Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, по сути теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями. В последнее время понятие «духовность» употребляется для обозначения мировоззренческих, жизнеориентирующих мотивов поведения личности. Духовность личности и общества заключается в том, что в сознании присутствует определённое представление об идеале личности, об отношении человека к человеку, человека к власти, об идеальной модели совершенного общества или государства.
При всем многообразии поисков воспитательной парадигмы, можно выделить четыре основных направления:
Рационалистическое, которое может иметь авторитарный или либеральный характер, но обязательно с преимуществом научной рациональности. Сущность этого направления состоит в абсолютизации научных знаний («знаниецентризм»).
У истоков этого направления стояли К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, в педагогическом творчестве которых обосновывался принцип единства обучения и воспитания. Сегодня в этом направлении выделяются как прогрессивные, так и реакционные тенденции.
2. Культуроцентристское, в котором культура рассматривается как основание воспитания и образования. Оно не ограничивается школой, предусматривает гуманный социум, способный к гармонизации отношений человека и общества. Такая парадигма обеспечивает триаду – Истина, Добро, Красота – и базируется на культуротворческом принципе «целостности картины мира и человека в нем».
Особое место при такой парадигме имеет сохранение традиций, которые имеют национально-культурный, высокоморальный характер. М. Грушевский обосновал концепцию мирового значения национальных традиций и в многотомной работе «История Украины-Руси» отмечал, что в произведениях своего духа украинский народ заложил пророческие свидетельства своих культурных примет, богатых способностей и результатов долгой исторической жизни. В. Вернадский, создавая свое учение о ноосфере, главным фактором формирования нового биосоциального бытия человечества считал научную мысль, которую он рассматривал как упорядоченное восприятие действительности.
Основываясь на учении В. Вернадского и современных мировых тенденциях, ученые признают еще одну новую воспитательную парадигму – планетарно-личностную, глобально-историческую по своему значению, в основе которой – образованный человек, вооруженный научными знаниями и новейшими культурными достижениями человечества.
На смену знаниецентристской и культуроцентристской парадигме пришла нетрадиционная личностно-гуманистическая парадигма воспитания, которая имеет антропоцентрический характер. Ее системообразующим фактором выступает не культура, не образование, а личность обучаемого как уникальная неповторимость и высшая ценность. Для практической реализации этой современной парадигмы необходимо обеспечение субъект-субъектных, морально-эстетических взаимоотношений студентов и преподавателей на уровне сотрудничества и сотворчества.
В личностно-гуманистической парадигме акценты переносятся с потребностей и интересов общества на интересы и потребности человека. При этом утверждается, что не человек существует для общества, а общество – для человека. В связи с этим ставится задача повышения культурного уровня, этико-эстетической, гуманистической направленности высшей школы, сориентированной на возможности и потребности студентов.
В целом, эта концепция имеет перспективный характер, поскольку в условиях интеграции Украины в культурно-образовательное пространство Европы она адекватна целям государства и потребностям конкретной личности. Именно на ее основе ведутся поиски более совершенной модели, которая должна базироваться на лучших национальных, культурных и воспитательных традициях, учитывать уроки истории украинского народа, собственные ресурсы и возможности государства, обеспечивать педагогическое творчество в высшей школе.
Идеалом воспитания в украинском обществе является гармонически развитая, высокообразованная, социально активная и национально сознательная личность, наделенная глубокой гражданской ответственностью, высокими духовными качествами. Такой человек является носителем лучших традиций национальной и мировой культуры, способен к саморазвитию и самоусовершенствованию.
Цель национального воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые являются общими не только для всех воспитательных учреждений, но и для всего человечества в целом.
В воспитательной деятельности учебного заведения важно формировать гражданинские качества через триаду:
▪ гражданин – гражданское сознание, гражданская активность, гражданский долг, гражданское достоинство, гражданская ответсвенность;
▪ патриот – восприятие украинской идеи, принятие независимости, готиовность к защите государства, соблюдение Конституции, уважение к исторической памяти, любовь к родному языку и культуре;
▪ гуманист – доброта, толерантность, искренность, принципиальность, взаимопомощь, добросовестность, справедливость.
Высшие учебные заведения должны осуществлять подготовку интеллектуального генофонда нации, воспитания духовной элиты, приумножать культурный потенциал, который обеспечит высокую эффективность деятельности будущих специалистов.
Профессиональная культура специалиста представляет собой системное качество, исходными элементами которого являются знания, практические умения и навыки, собственные социальные качества, которые характеризуют отношение человека к миру социальных ценностей. Это результат качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.
Уровень формирования профессиональной культуры зависит от следующих факторов:
направленности и стойкости социально значимых мотивов деятельности (потребности, интересы, ценности, взгляды);
соответствия психофизических особенностей личности (способности, возможности), которые обеспечивают необходимый уровень и эффективность профессиональной деятельности;
степени развития психических процессов человека (мышление, память, эмоции, чувства, воля);
полноты и глубины усвоения психолого-педагогических и специализированных знаний, умений, навыков, а также приобретенного опыта;
социальной активности человека.
Профессиональная подготовка культурного специалиста включает следующие компоненты:
І. – Формирование системы развитых, гибких профессиональных умений и мышления, которое обеспечивает успешное решение нестандартных сложных новых профессиональных задач.
ІІ. – Система профессиональных знаний, навыков, умений, отвечающих требованиям профессиональной деятельности, функциям и обязанностям будущего специалиста.
ІІІ. – Гуманизация и гуманитаризация образования: признание уникальной личности, неповторимой индивидуальности каждого человека. Его жизнь и здоровье – это приоритетная доминанта, ценнейшее сокровище общества, сохранение и развитие которого требует определенных условий.
ІV. – Способность самостоятельно учиться, приобретать профессиональные знания и умения, овладевать новыми технологиями, совершенствовать квалификацию. Если нет потребности и умения профессионально самосовершенствоваться, наступает быстрая дисквалификация и потеря конкурентоспособности на рынке труда.
Применительно к профессиональному становлению личности студента можно выделить условные типы культуры:
▪ «культура эрудита» – доминирование познавательной деятельности, проявляющейся в предельно широком накоплении личностью знаний;
▪ «культура практика» – доминанта преобразовательной деятельности, где высокая степень владения техникой и технологией определяет уровень культуры труда;
▪ «культура моралиста» – доминирование ценностно-ориентационной деятельности. Нравственные ценности образуют незыблемое ядро ценностных ориентаций конкретного человека;
▪ «культура общительного человека» – доминанта общения во всей совокупности проявлений жизненной активности личности. Системообразующим фактором здесь является стремление к совершенным человеческим взаимоотношениям как высшей ценности жизни и деятельности личности, которой подчинены все остальные ценности.
Все вышеизложенное позволяет говорить о целостном процессе общекультурного и профессионального становления личности в системе высшего образования при доминирующей роли творчества как возможности реализации глубинной потребности человека, определяющей смысл его существования.
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»