8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
Кардинальное изменение целенаправленности высшей школы Украины в условиях глобальних трансформаций осуществляется в ходе гуманизации образовательно-воспитательной системы.
Среди главных направлений гуманизации сферы образования следует выделить следующие:
▪ это не столько подготовка квалифицированной рабочей силы для удовлетворения потребностей экономического развития, сколько создание всесторонних условий для удовлетворения потребностей человека в самоусовершенствовании, в постоянном повышении уровня своих знаний и культуры;
▪ воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира;
▪ развитие современного мировоззрения, творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности;
▪ подготовка квалифицированных кадров, способных к творчеcкому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких и информационных технологий, конкурентноспособных на рынке труда;
▪ осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса; предостережение от узкоутилитарной концепции образования, его направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор;
▪ диверсификация высшего образования, его гибкость, способность предвидеть;
▪ расширение границ образования с целью органического вхождения в систему непрерывного образования для всех;
▪ акцентирование миссии высшего образования, демократизация доступа к нему, автономия и демократические свободы;
▪ научно-исследовательские, образовательные и воспитательные задания, этическая, культурная и критическая функции;
▪ связи и взаимодействия с обществом и его основными институтами;
▪ управление образованием и его финансирование;
▪ создание для граждан равных возможностей в получении образования, развитие системы непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни;
▪ обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;
▪ интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство;
▪ разнообразие типов учебных заведений, вариативность учебных программ;
▪ индивидуализация обучения и воспитания;
▪ улучшение качества образовательных услуг.
В ходе трансформации образовательных отношений существенно меняются отношения студентов и преподавателей.
Традиционно центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом педагогического процесса выступает педагогическая власть. Это инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна – побуждающая к действию, другая – производящая его.
Иногда обе стороны – субъект и объект власти – совмещаются в одном лице («Учитесь властвовать собой»). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т. п.)
Педагогическая власть выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. Традиционно во всех своих «полях власти» (личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т. д.) педагогическая власть наделена единым принципом деятельности – командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т. д.).
Педагогическая власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях. Она может существовать в двух формах: потенциальной и реальной. Педагогическая власть обладает авторитетом, в ней заложен ожидаемый результат образования, воспитания, обучения.
Власть как система функций складывается из:
– проектирования деятельности;
– анализа конкретной ситуации;
– определения стратегии и частных тактических задач;
– профилактики отклоняющегося от норм поведения;
– надзора и пресечения;
– присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми и интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т. д.), распределения этих ресурсов – мер доверия, соглашения и т. д.
Педагогическая власть разделяется на две формы:
1) легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т. п.);
2) нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера в коллективе и т. п.).
В современной высшей школе развивается педагогика партнерства, складываются субъект-субъектные (S – S) отношения между студентами и преподавателями, всеми участниками образовательного процесса.
Субъект-субъектное взаимодействие ставит следующие цели:
▪ развитие творческого потенциала студентов в процессе сотрудничества;
▪ развитие творческого потенциала студентов в результате требовательности преподавателей;
▪ самореализацию и самовыражение субъектов в учебно-воспитательном процессе;
▪ усовершенствование техники общения.
Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, – это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.
Охарактеризуем основные особенности моделей взаимодействия студентов и преподавателей, формирующиеся на обобщенных ориентирах и направленные на:
– личность преподавателя;
– получение знаний;
– взаимопонимание с преподавателем;
– взаимодействие с ним как с наставником, другом;
– индивидуальное общение с преподавателем.
Строя свои отношения с педагогом, студент, прежде всего, наблюдает и анализирует его личностные особенности и проявления, оценивает знания и профессиональные качества.
Ключ к взаимопониманию студенты видят в двух моментах: в умении педагога заинтересовать, во-первых, своим предметом и, во-вторых, своими личностными качествами.
Таким образом, общение, диалог, инициируемые студентом, все шире внедряются в образовательный процесс.
В первую очередь, типы организации социальных отношений раскрывают характер общения и способы взаимодействия, сложившиеся в процессе обучения между учителем и учениками. В педагогической традиции сформировались следующие типы социально-дидактических отношений:
♦ Первый тип – «учитель – ученик», на протяжении столетий был ведущей дидактической моделью организации обучения. Эта модель основывалась на непосредственном контакте между учителем и учеником. «Прототипом» такого педагогического взаимодействия являются отношения между матерью и ребенком. Дидактический тип «учитель–ученик» на практике представлен различными формами и методами обучения, в которых актуализируются отношения между:
– ментором и учеником;
– домашним учителем и учеником;
– мастером и учеником в различных сферах профессионального обучения;
– индивидуальным преподаванием больному ребенку, обучением в контексте восстановительно-педагогических, коррекционных и медицинских программ.
В современных условиях данная модель проявляется во множестве форм и вариантов: это индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником, акты стимулирования к творчеству и самостоятельности, индивидуальные обсуждения учебных проблем и консультации. Общим для них является доминирование парных педагогических взаимоотношений.
♦ Второй тип – «преподаватель – аудитория» – это диалогическая форма обращения к большому количеству людей с целью наставления, агитации, мобилизации, просвещения (в контексте политической, идеологической, религиозной, педагогической направленности). Основными формами общения с большой аудиторией («фронтальное общение») являются выступление, проповедь, доклад, лекция. При таком типе важную роль играет момент рациональной и «экономической» подачи материала и новой информации. Этот тип аудиторного обучения характерен для высшей школы.
♦ Для третьего типа – «учитель – группа», характерна непосредственная коммуникация между обучающими и группой обучаемых. При этом возможно многостороннее переплетение коммуникативных и действенных взаимоотношений с ярко выраженными чертами кооперации.
♦ Четвертый тип – «учитель – средства обучения – ученик» характерен для дистанционного обучения (с помощью компьютера и других технических средств), при опосредованном общении учителя с учеником.
Основными этапами развития отношений между преподавателем и студентом являются следующие:
І – осознание собственной субъектности (активизация мотивационных факторов самоопределения в совместной работе);
ІІ – принятие субъективности Другого (развитие интереса к личности Другого, осознание его самоценности);
ІІІ – сотворчество (развитие интереса и позитивного отношения к самому себе; формирование личностной, эмоциональной включенности; развитие эмоционального контакта, рефлексивных способностей; познавательная самостоятельность).
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»