7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
Существует множество определений педагогического мастерства, и в любом из них подчеркивается какая-либо изюминка.
Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
В педагогической теории сложились два основных подхода к пониманию педагогического мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но так как метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность, его реализующую, или через личность педагога, реализующую метод.
Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.
Существует мнение, что подлинным мастером-педагогом может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением («учителем надо родиться»). Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди самой природой наделены качествами воспитателей; задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.
«Формула успеха» современного педагога, несомненно, включает следующие составляющие: информированность, методическое мастерство, увлеченность, нравственную культуру. Но главным стержнем успешной деятельности является творчество и любовь к детям.
Педагогическое мастерство включает следующие компоненты:
▪ Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.
▪ Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.
▪ Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.
▪ Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.
▪ Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.
В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:
√ гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;
√ педагогические способности, а именно:
– дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);
– академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);
– перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);
– организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);
– авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов);
– коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);
– речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);
– педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов);
– способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
√ профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов);
√ педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.);
√ коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами.
Важное значение в повышении продуктивности педагогического труда имеет способность педагога выстроить свои отношения со студентами в рамках партнерской педагогики, создавать комфортную для всех участников образовательного процесса образовательную среду.
Развитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся способствуют следующие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и студента:
√ партнерские отношения преподавателей и студентов, стремление к общению на равных и реальное его осуществление;
√ проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала;
√ эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы студентов и положительное оценивание любого продвижения в усвоении, при этом важно ориентирование на самооценку;
√ адекватное содержательное отношение к ошибке, использование ее не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации;
√ направленность педагога в отношениях со студентом на его развитие и личностный рост;
√ побуждения к работе, опирающиеся на доброжелательные, шутливые замечания; эмоциональность и неформальность разговора с обучающимися.
Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.
- Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
- Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
- 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория проектного обучения
- 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
- 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
- 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
- 7.1. Профессиональные способности педагога
- 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
- 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
- Педагогическая техника преподавателя высшей школы
- 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
- Преподавателя высшей школы» План
- Темы рефератов
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
- 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
- 8.2. Структура авторитета преподавателя
- 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
- 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
- 8.5. Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
- Вопросы для самоконтроля
- Проблемные задания
- Задания для самостоятельной работы
- Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»