logo
85

Тема 14. Применение знака «?»

Задачи: формировать умение задавать вопросы для выполне­ния задания; закреплять умения работать в соответствии с приняты­ми школьными правилами.

Оборудование: принятые школьные знаки, наборы геометри­ческих фигур на группы: круг - 3 цвета, 3 размера, квадрат, треу­гольник, прямоугольник - аналогично по цвету, размеру; образцы двух фигур, тетрадь «Солнышко».

Ход урока

Игра «Угадай-ка» (по стр. 66 «Солнышко»)

- Что надо уметь делать, чтобы игра получилась интересной? Кому еще трудно было задавать вопросы?

Закрепление применения знаков №1 и №2

Учитель задает ребятам вопросы, обращает их внимание, как надо отвечать - хором сразу или индивидуально, подняв руку:

- Кто сегодня плакал и не хотел идти в школу? (№1) Учитель обращает внимание на выкрикивавших детей, все оце­нивают работу учащихся знаками «+», «-».

- А кто с удовольствием пришел в школу? (№2).

- А кто с вами первый поздоровался? (№1).

78

- Какое волшебное слово вы сказали мне при встрече? (учи­тель не показывает никакого знака).

- Почему на этот вопрос отвечали по-разному: одни ребята под­нимали руку, другие выкрикивали?

Похвалить тех детей, кто поднял знак вопроса.

- Что надо делать, когда не знаем, как поступить? Для чего вам нужны знаки вопроса?

Собирание робота

- Итак, что же надо делать, если чего-то не знаем? («я»). Сей­час мы с вами попробуем выполнить очень серьезную работу и по­смотрим, помогает ли в школе знак вопроса.

Анализ образца

- Сегодня мы должны сконструировать одного из таких чело­вечков. Учитель показывает образцы (смотри приложение).

- Какие геометрические формы использовались в этих фигурках?

Организация работы

- Собирать будем только одного на доске. Работать будем все вместе.

- Ой, ой, ой, ребята, фигурки-то у меня все перепутались! Ну ничего, я вам буду говорить, какую искать и вы мне поможете. Прав­да? Учитель раздает детям на группы по одному набору фигур.

- Договоритесь, как разложить фигуры, чтобы все дети их видели.

Формирование умения задавать вопросы

- Начнем выкладывать фигуру с головы. Найдите фигуру для головы. Что-то во всех группах мне показывают разные фигуры. Откуда вы знаете, какую надо? Что надо сделать, когда не знаете? (ребята поднимают знак «?»).

Учитель помогает задать вопрос: «Спроси у меня, какого цвета должна быть голова?». Отвечаю: «Голова должна быть зеленого цве­та». Покажите фигуру. Нет, еще неправильно. Спросите у меня, какой формы должна быть голова. Голова должна быть круглая. Покажите круглую зеленую фигуру. Еще неправильно, разные фигуры показали. О чем еще надо спросить? Какого размера. Покажите мне большую, круглую, зеленую фигуру. Вот теперь все показали правильно!».

Ребенок выходит к доске и наклеивает фигурку водой.

Обобщение

- Почему мы так долго выбирали одну фигурку? Что нам по­могло отыскать нужную фигуру? Нужно ли в школе уметь задавать вопросы?

79

Коллективная работа

Аналогично дети работают дальше. Теперь уже большинство ребят может без помощи учителя выйти на вопросы.

Анализ готовой фигурки робота

- Фигурка готова. Как вы считаете, ребята, правильно ли мы сконструировали нашего человечка? Как поступают школьники, что­бы не кричать и не ссориться? (сравнивают, проверяют).

Учитель вывешивает образец. Дети сравнивают и делают зак­лючение.

- Как нам удалось сложить такого же человечка? (задавали вопросы). Посмотрите на свой знак вопроса с уважением. Он будет всегда вашим настоящим помощником.

Итог урока

- Кому понравился урок? Почему? Что было интересным? Что было трудным? Что важное узнали на уроке?