Тема 14. Применение знака «?»
Задачи: формировать умение задавать вопросы для выполнения задания; закреплять умения работать в соответствии с принятыми школьными правилами.
Оборудование: принятые школьные знаки, наборы геометрических фигур на группы: круг - 3 цвета, 3 размера, квадрат, треугольник, прямоугольник - аналогично по цвету, размеру; образцы двух фигур, тетрадь «Солнышко».
Ход урока
Игра «Угадай-ка» (по стр. 66 «Солнышко»)
- Что надо уметь делать, чтобы игра получилась интересной? Кому еще трудно было задавать вопросы?
Закрепление применения знаков №1 и №2
Учитель задает ребятам вопросы, обращает их внимание, как надо отвечать - хором сразу или индивидуально, подняв руку:
- Кто сегодня плакал и не хотел идти в школу? (№1) Учитель обращает внимание на выкрикивавших детей, все оценивают работу учащихся знаками «+», «-».
- А кто с удовольствием пришел в школу? (№2).
- А кто с вами первый поздоровался? (№1).
78
- Какое волшебное слово вы сказали мне при встрече? (учитель не показывает никакого знака).
- Почему на этот вопрос отвечали по-разному: одни ребята поднимали руку, другие выкрикивали?
Похвалить тех детей, кто поднял знак вопроса.
- Что надо делать, когда не знаем, как поступить? Для чего вам нужны знаки вопроса?
Собирание робота
- Итак, что же надо делать, если чего-то не знаем? («я»). Сейчас мы с вами попробуем выполнить очень серьезную работу и посмотрим, помогает ли в школе знак вопроса.
Анализ образца
- Сегодня мы должны сконструировать одного из таких человечков. Учитель показывает образцы (смотри приложение).
- Какие геометрические формы использовались в этих фигурках?
Организация работы
- Собирать будем только одного на доске. Работать будем все вместе.
- Ой, ой, ой, ребята, фигурки-то у меня все перепутались! Ну ничего, я вам буду говорить, какую искать и вы мне поможете. Правда? Учитель раздает детям на группы по одному набору фигур.
- Договоритесь, как разложить фигуры, чтобы все дети их видели.
Формирование умения задавать вопросы
- Начнем выкладывать фигуру с головы. Найдите фигуру для головы. Что-то во всех группах мне показывают разные фигуры. Откуда вы знаете, какую надо? Что надо сделать, когда не знаете? (ребята поднимают знак «?»).
Учитель помогает задать вопрос: «Спроси у меня, какого цвета должна быть голова?». Отвечаю: «Голова должна быть зеленого цвета». Покажите фигуру. Нет, еще неправильно. Спросите у меня, какой формы должна быть голова. Голова должна быть круглая. Покажите круглую зеленую фигуру. Еще неправильно, разные фигуры показали. О чем еще надо спросить? Какого размера. Покажите мне большую, круглую, зеленую фигуру. Вот теперь все показали правильно!».
Ребенок выходит к доске и наклеивает фигурку водой.
Обобщение
- Почему мы так долго выбирали одну фигурку? Что нам помогло отыскать нужную фигуру? Нужно ли в школе уметь задавать вопросы?
79
Коллективная работа
Аналогично дети работают дальше. Теперь уже большинство ребят может без помощи учителя выйти на вопросы.
Анализ готовой фигурки робота
- Фигурка готова. Как вы считаете, ребята, правильно ли мы сконструировали нашего человечка? Как поступают школьники, чтобы не кричать и не ссориться? (сравнивают, проверяют).
Учитель вывешивает образец. Дети сравнивают и делают заключение.
- Как нам удалось сложить такого же человечка? (задавали вопросы). Посмотрите на свой знак вопроса с уважением. Он будет всегда вашим настоящим помощником.
Итог урока
- Кому понравился урок? Почему? Что было интересным? Что было трудным? Что важное узнали на уроке?
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»