logo
85

Тема 5. Выбор приветствия

Задачи: помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимо­действии.

Оборудование: знак «Поднятая рука», медальоны групп, крас­ный и синий кружки, кувшин с водой.

Ход урока

Приветствие

- Здравствуйте, дети! Как вы сейчас со мной поздоровались? (как школьники). А теперь давайте поздороваемся, как дошкольники.

- Здравствуйте, дети!

- Зачем люди здороваются? Кто здоровается: взрослые или дети?

Заучивание стихотворения

Н. Красилъникова. Доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

Чтение учителем стихотворения. Анализ

- Какое это стихотворение? Почему оно показалось вам доб­рым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказа­ны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно гово­рить? Какое волшебство умеют делать эти слова? Давайте приду­маем движения для этих строчек.

57

Заучивание стихотворения с движениями Определение проблемы

- С кем должны здороваться школьники? (с учителем). Кто из вас маме и папе всегда говорит: «Доброе утро»? Что ж, теперь, когда вы стали школьниками, уже больше не будете этого делать? С кем еще вы раньше здоровались? А как будете теперь поступать? Ко­нечно, дети, школьник всегда и со всеми должен быть вежливым. Только вот как теперь со всеми здороваться? Может так, как с учи­телем? А поймут ли вас?

Физкультминутка

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка, звонче, ну-ка, звонче дружно скажем: «Здравствуйте!»

Девочки: «Здравствуйте!».

Мальчики: «Здравствуйте!».

Практикум

Выделение возможных партнеров для приветствия

- Давайте вспомним, с кем нам с вами приходится встречать­ся. Кого нужно приветствовать?

Распределение по группам ролей

Группа «Ромашка» - соседи; группа «Удача» - друзья; группа «Солнышко» - ученики; группа «Бабочка» - дошкольники; группа «Башмак» - дети.

- Я буду подходить к каждой группе, а вы должны будете по­здороваться со мной. Кто будет здороваться со мной как с соседкой, как с учителем, как с другом, как с мамой, как с воспитателем?

Анализ ситуаций

- Дети, как вы думаете, они все правильно сделали? Кто-ни­будь хочет что-нибудь добавить? А как можно по-другому попри­ветствовать друга? Вам нравится, когда с вами здороваются? Вам приятно? У вас поднимается от этого настроение? А что нужно де­лать, когда вы проходите мимо знакомого человека?

Физкультминутка: игра «Не собьюсь»

- Если показывается красный кружок - говорите: «Здравствуй­те», синий - «До свидания».

Разбор ситуаций Учитель задает вопросы (инсценировка си­туации): «Вы идете с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться?».

58

- На улице Олег увидел свою воспитательницу, которая разго­варивала с незнакомой ему женщиной. Олег, проходя мимо них, веж­ливо сказал: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!». Была ли допущена ошибка?

- Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знако­мые и незнакомые ребята. Как должно прозвучать приветствие?

- Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?

Обобщение

- Что должны уметь школьники? Почему?

- Ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная вода, посмот­рите, она необычного цвета. Кто опустит палец в эту воду, тот уже никогда не забудет вежливых слов прощания и приветствия. (Учи­тель предлагает каждому ребенку опустить в кувшин мизинец.)

- А теперь проверим, помогла ли вам волшебная вода все вспом­нить и всегда быть вежливыми? Закройте глаза. Кому попадет в руки кубик, тот отвечает на вопрос:

- Какие бывают слова приветствия, прощания? В чем секрет волшебства этих слов? Какое сегодня вежливое слово вы скажете, уходя из класса, как попрощаетесь с ребятами, со взрослыми, если я одна буду в группе из взрослых, а если с родителями и воспитателя­ми, то как?

Итог урока

- Что сегодня научились делать на уроке мои школьники? По­чему вам теперь очень важно быть вежливыми? Как вы узнали, с кем и как нужно здороваться? Кто вам помог?