§1. Цели и задачи курса
Обнаружив, сколь часто первоклассники развертывают навстречу учителю совсем не тот способ взаимодействия, в который приглашает детей взрослый, авторы курса «Введение в школьную жизнь» ГА.Цукерман и К.Н.Поливанова отмечают, что детей нужно целенаправленно учить специфически учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача [27].
Основное внимание в курсе «Введение в школьную жизнь» обращено на общение и сотрудничество, т.к. сфера общения - едва ли не главный источник эмоционального неблагополучия детей.
Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества - приоритетные ценности курса «Введение в школьную жизнь». Главное - построение способа так ввести детей в школьную жизнь, базирующееся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя готовыми к этой жизни.
Основная цель - помочь будущему ученику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его реально ожидает. Это своеобразная инициация в школьный образ, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, с самим собой. «Введение в школьную жизнь» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей и педагогов должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга «как это делают настоящие школьники».
Вторая цель - ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни», исходя из особенностей работы учителя с предметным содержанием. Другими словами, педагоги совместно с детьми вырабатывают свои «правила игры». Детям ничего не навязывается сверху. Дети должны осознанно принять определенные правила и нормы через «проживание» их в деятельностной сфере.
Третья цель курса - постараться выявить стартовые возможности детей как в знаниях, так и в развитии. Эта задача реализуется
42
педагогами и дальше - на протяжении первых двух месяцев. На этапе поступления ребенка в школу с детьми не проводится никаких тестов. Однако для целенаправленной педагогической работы учителю необходимо знать стартовые возможности каждого ученика класса. Под стартовыми возможностями понимаем:
а) в области знаний - наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать и считать);
б) в области развития детей - уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последующие указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов; уровень развития памяти, воображения, мышления;
в) в области структурных компонентов развития личности - уровень сформированное™ взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, уровень мотивации учащихся.
Четвертая цель - познакомить детей с теми учебными дисциплинами, которые им придется изучать. Презентация предмета, в результате которой у детей возникает весь спектр содержательной перспективы.
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»