logo
85

§1. Цели и задачи курса

Обнаружив, сколь часто первоклассники развертывают навстре­чу учителю совсем не тот способ взаимодействия, в который при­глашает детей взрослый, авторы курса «Введение в школьную жизнь» ГА.Цукерман и К.Н.Поливанова отмечают, что детей нужно целе­направленно учить специфически учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача [27].

Основное внимание в курсе «Введение в школьную жизнь» об­ращено на общение и сотрудничество, т.к. сфера общения - едва ли не главный источник эмоционального неблагополучия детей.

Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотруд­ничества - приоритетные ценности курса «Введение в школьную жизнь». Главное - построение способа так ввести детей в школьную жизнь, базирующееся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя готовыми к этой жизни.

Основная цель - помочь будущему ученику сделать его пред­ставление об образе настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его реально ожидает. Это своеобразная инициация в школьный образ, в новую систему отношений со взрос­лыми, сверстниками, с самим собой. «Введение в школьную жизнь» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения данный курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей и педа­гогов должны быть сосредоточены на освоении отношений: на уме­нии договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга «как это делают настоящие школьники».

Вторая цель - ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни», исходя из особенностей работы учителя с предметным содержани­ем. Другими словами, педагоги совместно с детьми вырабатывают свои «правила игры». Детям ничего не навязывается сверху. Дети должны осознанно принять определенные правила и нормы через «проживание» их в деятельностной сфере.

Третья цель курса - постараться выявить стартовые возмож­ности детей как в знаниях, так и в развитии. Эта задача реализуется

42

педагогами и дальше - на протяжении первых двух месяцев. На эта­пе поступления ребенка в школу с детьми не проводится никаких тестов. Однако для целенаправленной педагогической работы учи­телю необходимо знать стартовые возможности каждого ученика класса. Под стартовыми возможностями понимаем:

а) в области знаний - наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать и считать);

б) в области развития детей - уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последующие указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлека­ющее влияние побочных факторов; уровень развития памяти, вооб­ражения, мышления;

в) в области структурных компонентов развития личности - уро­вень сформированное™ взаимоотношений со взрослыми, произволь­ность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адек­ватность самооценки, уровень мотивации учащихся.

Четвертая цель - познакомить детей с теми учебными дисцип­линами, которые им придется изучать. Презентация предмета, в ре­зультате которой у детей возникает весь спектр содержательной пер­спективы.