logo
85

Тема 7. Введение знака «Хор»

Задачи: показать детям две возможные формы ответа: инди­видуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».

Оборудование: мяч, знак «Я», знак «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, дети! Как необычно начался сегодня урок! Почему я так сказала? Потому что сегодня все дети поздоровались по-школьному! Тогда и я сейчас поступлю необычно: садятся дети группы «Солнышко»; садятся дети группы «Ромашка»; садятся дети группы «Удача»; садятся дети группы «Башмак»; садятся дети группы «Бабочка». Что вы заметили? Действительно у нас сегодня урок начинается совсем по-школьному: тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени на уроке заняться любимым детским делом.

61

Что любят многие дети? (выйти на отгадывание загадок). Кто дога­дался, что мы сейчас будем делать?

Создание проблемной ситуации

Учитель загадывает детям загадки и провоцирует детей на шумные ответы.

1. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)

2. Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш)

3. Она красива и мила, А имя ее от слова «зола»... (Золушка)

- Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настро­ение? У кого еще после загадок испортилось настроение? Почему? А почему так произошло? (выяснить с детьми, что ответ знали все, а с поднятой рукой учитель может спросить лишь некоторых и у дру­гих опять было бы плохое настроение). Что же делать? Как поступа­ют школьники? (изобретают правило).

Обсуждение в группах ситуации

Задача детей - придумать правило: как поступать, если все зна­ют ответ? Выбор одного человека - отвечающего от группы (жес­ты). Выслушивание всех предложений (выход на возможность хоро­вого ответа). Действительно, ребята, в школе иногда требуется от­вечать всем вместе, т.е. хором.

Внесение знака «Хор»

- Чтобы вы не запутались, я приготовила для вас знак. Учитель прикрепляет знак с другой стороны доски (смотри

приложение).

Упражнение в применении знака

- Давайте поиграем в игру «Узнай знак». Чтобы играть тихо, как будем играть? (жестами).

- Придумайте жест для этого знака. Покажите жест для этого знака. Игру учитель проводит по группам: группа «Солнышко» -показывает знак, а дети изображают ответ; группа «Ромашка», «Уда­ча», «Башмак», «Бабочка».

Применение знаков «Хор» и «Поднятая рука»

- Сейчас я буду задавать вам вопросы и показывать один из этих знаков. Смотрите внимательно, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному. Учитель задает вопро­сы (демонстрирует картинки) и показывает один из знаков:

62

- Как звали сказочного героя, которого бабка и дед слепили из теста? (знак «Я») Правда ли, что колобок смог уйти и от зайца, и от медведя? (знак «Я»).

- Каких сказочных героев ты знаешь? (знак «Хор»). Правда ли, что самая длинная шея у жирафа? (знак «Хор»).

(Определение формы ответа по форме задания). Учитель показывает рисунок и говорит:

- Хором назовите имя этого героя! Как вы узнали, что надо отвечать хором? Я ведь не показала вам никакого значка?! Какие вы внимательные! Действительно, если внимательно слушать задание, можно точно определить, как надо отвечать - хором или самому.

Введение ордена Внимания

- В лесной школе ученикам всегда за внимание выдают орде­на. Это орден Внимания. Давайте поиграем. Я буду задавать вопрос каждой группе и бросать мяч.

- Если на вопрос надо отвечать хором, вы приседаете и отвеча­ете на вопрос, и я не смогу никому бросить мяч.

- Если я задаю вопрос и на него надо отвечать одному, я бро­саю мяч тому, кто знает ответ и знаком показывает мне, что готов отвечать.

- Кто знает, какое сейчас время года? Скажите хором, сколь­ко месяцев в году? Кто знает, почему птицы осенью улетают в теп­лые края? Кто хочет сегодня поближе познакомиться с группой «Ро­машка»?

Отгадывание рисунков «Что я люблю»

Учитель раздает детям из этой группы их рисунки и пригла­шает ребят по одному выйти к доске. Дети отгадывают, что нари­совано.

- Кто из ребят в классе любит это же самое? Вот здорово, у тебя может быть столько друзей для игры!

Итог урока

- Чему научились сегодня в школе школьники? Чем полезно новое школьное правило? Что новое узнали про школу? Что новое узнали друг про друга? О чем обязательно напишите в сочинении?