logo
85

Тема 18. Недоопределенное правило

Задачи: показать ситуацию недоопределенного правила; выра­ботать правила поведения в данной ситуации; формировать интел­лектуальную самостоятельность.

Оборудование: знаки, рисунки для ситуаций, цветные каран­даши, тетрадь, ручка.

Ход урока

Организационный момент. Игра «Дождик»

Дети сидят в 3 ряда - 6 вариантов: 1-2-3-4-5-6.

- Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое на что-то похоже. Но это что-то надо услышать самим. Мы будем создавать разные звуки: варианты 1 и 6 будут щелкать пальчиками - вот так, попробуйте; варианты 2 и 5 будут шлепать по коленям - вот так, попробуйте; варианты 3 и 4 будут топать ножками - вот так, попро­буйте. А я буду показывать, кто когда начинает и заканчивает дей­ствия - вот так...

Учитель «включает» сначала щелчки, потом добавляет шлепки и потом добавляет топот; так же постепенно «убирает» топот, шлеп­ки и щелчки. Дети легко узнают, что это был дождь.

Создание проблемной ситуации

- Конечно же, после такой дружной работы вам можно дове­рить любое трудное задание.

В классе раздается стук в окно. Учитель открывает шторы, на окошке сидит Карлсон.

- Здравствуйте, ребята! Это я, самый замечательный Карлсон на свете! Я прилетел сегодня к вам, чтобы рассказать вам несколько новых историй про нас с Малышом, которые произошли совсем недав­но. Мой друг Малыш переехал на новую улицу, дома там такие краси-

вые, но вот беда - все разные. Вы ведь помните, что Карлсончик -самый большой любитель ходить в гости. Вот какие истории с нами приключились. Чтобы вам было проще все увидеть, я принес вам фо­тографии новой улицы, где живет Малыш (смотри приложение).

- Я решил навестить Малыша. Я точно помнил адрес, который мне сказал Малыш. Его надо искать в среднем окне второго этажа. Где же мне искать Малыша точно?

Подскажите!

- Ребята, найдите то окно, где ждет Малыш. Посовещайтесь в парах и поставьте красный карандаш на то окно, куда, по вашему мнению, надо мне лететь. У вас получились разные варианты, но ведь Малыш ждет своего друга только в одном окне. Что же де­лать?

Утверждение нового правила

Учитель фиксирует разные мнения и пока не выясняет, кто прав. Обсуждается только одно: почему получилось по-разному. Потому что действовали наугад, не было точной информации. Ребята долж­ны прийти к выводу, что Малышу надо задать дополнительный воп­рос: «В среднем окне второго этажа какого дома — трехэтажного или четырехэтажного — он живет?»

Решение задачи

- Нарисуйте на окне, где живет Малыш, красные шторы. Что делать, если в следующий раз Карлсон вновь не сможет найти Ма­лыша? Поднять знак вопроса!

Упражнение в применении нового правила

Ситуация 1

- Помните, как здорово мы с Малышом обманули домомучи-тельницу, утащив у нее плюшки? Ох, и полакомились же мы тогда! Я решил повторить свой опыт. Я схватил плюшки, оставил Малышу записку: «Ищи меня в крайнем правом окне». Мне очень хотелось попробовать плюшки, но я ждал Малыша. А он сказал, что я специ­ально спрятался, чтобы съесть плюшки одному. Докажите Малышу, что он не прав.

- Давайте, ребята, найдем то окно, где Карлсон ждал Малыша. Что ответить Карлсону? Спросите, что непонятно. Нарисуйте на окне цветок в горшке.

Ситуация 2

- Мы с Малышом сидели у окна, и нам захотелось поиграть в свою любимую игру - в привидения. Мы летали по квартирам, как вдруг наткнулись на бандитов. Я остался их сторожить, а Малыш

смело подкрался к телефону, набрал 02 и сообщил, что в доме, в крайнем окне — воры, и положил трубку. Но милиция почему-то нас не нашла. Почему?

- Почему так случилось? Дайте сигнал, нарисуйте лампочку в этом окне.

Вывод, который делают дети вместе со взрослыми, таков: если тебе что-то неясно, если не хватает информации, на помощь придет знак вопроса!

Физкультминутка. Игра «Ниточка с иголочкой»

Применение правила в новой ситуации

- Давайте попробуем, поможет ли нам новое правило при вы­полнении школьных заданий.

Графический диктант «Петушок»

Во время диктовки учитель не всегда сообщает направление движения или количество клеток. Добивается, чтобы дети уточняли (смотри приложение).

Итог урока

- Вот и закончился еще один урок. Сегодня, прежде чем про­ститься, предлагаю вам посмотреть внимательно на всех ребят в классе. Вспомните, с кем вы сегодня работали, выберите глазками ребят, с которыми вам понравилось работать больше всего. По сиг­налу колокольчика подойдите к ним и поблагодарите их за работу. Посмотрите, как это делают наши гости.

Карлсон благодарит одного-двух детей за совместную работу: «Спасибо, мне с тобой сегодня было приятно работать, ты мне очень помогал», «Мне очень понравилось с тобой работать, ты был очень внимательным и не забывал поддерживать меня своими оценками» и т.п.

- Чему научил вас урок? Как он помог вам? Скажите спасибо и уроку. А как вы думаете, ребята, кому еще можно сказать спасибо? (учителю).