Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
48
Оборудование: знак «Поднятая рука», именные медали для каждого ребенка.
Ход урока
Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам (см. приложение).
Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые ! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
- Потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но наверное вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
Рассказ учителя о себе
- Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я - ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всём:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
Выработка школьного правила
- Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? А, я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена. Договорились? 1-2-3! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!? Давайте еще громче! 1-2-3!
- Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать? (Дети предлагают разные варианты. Стараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки).
49
В конце концов учитель восклицает: «Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Здорово, Танечка, а как ты придумала такой способ - поднимать руку?». Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить - подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. (Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение).
- Для чего нам нужно было это правило? (Чтобы познакомиться). Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?( Учитель спрашивает 3-4 детей).
Внесение знака «Поднятая рука»
- Дети, нравится вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? (Учитель вносит знак «Поднятая рука» и прикрепляет его на доске (смотри приложение)). Если я показываю на этот знак, что вы будете делать? Давайте попробуем.
«Мальчик, как тебя зовут?» - учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей: «Правильно Саша ответил на вопрос? А задание мое он выполнил? Давай, Саша, еще раз: Мальчик, как тебя зовут?» - учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки.
Игра «Именной паровозик»
- Понравилось вам отвечать по-школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать? (Дети встают в круг лицом к центру). Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто умеет быть паровозиком? (Дети имитируют движение паровозика на месте. Выбирается из участников игры ведущий - паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков).
- Привет, - говорит паровоз, я - Петя!
- Привет, Петя! Я - Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!». Все дети повторяют: «Маша!». После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
50
- Привет, я - Петя, я - Маша!
- Привет, а я - Павлик!..
Знакомство детей в группах
Учитель огорчается: «Детки, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будете применять? У вас в группах помогать вам будут ваши мамы - я назначаю каждую маму учителем в группу. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?»
Знакомство детей в группах Проверка
Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль.
Возможны варианты проверки: 1 группа: учитель подходит к одному человеку из группы, а он называет имена остальных детей в группе. 2 группа: учитель подходит к одному ребенку в группе, а дети хором называют его имя. 3 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы и спрашивает у всех остальных: «Эту девочку зовут Ира?» (имя неправильное).
- Нет, Наташа.
- Этого мальчика зовут Саша?
- Нет, Андрей! И т.д.
4 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы, а его сосед называет его имя (и так по кругу).
- Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?( Дети предлагают варианты: можно спросить у этого человека, можно спросить у других детей, можно спросить у учителя, можно спросить у других взрослых, можно прочитать на медали и т.д.)
Прощание
- Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны? ( Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели»):
Еле-еле-еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом побежали все бегом.
Итог урока в кругу
51
- Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся? (Заострить внимание на высказывании: «чтобы подружиться»). Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»