logo
85

Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»

Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и учите­лем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Под­нятая рука» для поочередного высказывания.

48

Оборудование: знак «Поднятая рука», именные медали для каж­дого ребенка.

Ход урока

Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам (см. приложение).

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все краси­вые ! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладош­ки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую уга­дать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?

- Потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в шко­лу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встре­тились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но наверное вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?

Рассказ учителя о себе

- Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я - ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всём:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про всё, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

А теперь вы можете задать мне любой вопрос.

Выработка школьного правила

- Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? А, я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена. Договорились? 1-2-3! Ничего не поняла, ка­кое-то «Уа-уа»!? Давайте еще громче! 1-2-3!

- Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать? (Дети предлагают разные варианты. Стараться сна­чала озвучивать все, кроме поднимания руки).

49

В конце концов учитель восклицает: «Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Здорово, Танечка, а как ты придумала такой способ - поднимать руку?». Ребята, давайте попробуем знакомить­ся Таниным способом: если хочешь ответить - подними руку. Пока­жи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно под­нимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. (Таким образом, мы вместе с детьми установили новое прави­ло и сразу оговорили его выполнение).

- Для чего нам нужно было это правило? (Чтобы познакомить­ся). Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?( Учи­тель спрашивает 3-4 детей).

Внесение знака «Поднятая рука»

- Дети, нравится вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? (Учитель вносит знак «Поднятая рука» и прикрепляет его на доске (смотри приложение)). Если я показываю на этот знак, что вы будете делать? Давайте по­пробуем.

«Мальчик, как тебя зовут?» - учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей: «Правильно Саша отве­тил на вопрос? А задание мое он выполнил? Давай, Саша, еще раз: Мальчик, как тебя зовут?» - учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки.

Игра «Именной паровозик»

- Понравилось вам отвечать по-школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разно­му. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать? (Дети встают в круг лицом к центру). Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипыва­ет, двигается. Кто умеет быть паровозиком? (Дети имитируют дви­жение паровозика на месте. Выбирается из участников игры ве­дущий - паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится око­ло одного из игроков).

- Привет, - говорит паровоз, я - Петя!

- Привет, Петя! Я - Маша!

Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!». Все дети повторяют: «Маша!». После этого Маша берет Петю за талию, изображая при­цепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знаком­ства.

50

- Привет, я - Петя, я - Маша!

- Привет, а я - Павлик!..

Знакомство детей в группах

Учитель огорчается: «Детки, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я при­думала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будете применять? У вас в груп­пах помогать вам будут ваши мамы - я назначаю каждую маму учи­телем в группу. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?»

Знакомство детей в группах Проверка

Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ре­бенку именную медаль.

Возможны варианты проверки: 1 группа: учитель подходит к одному человеку из группы, а он называет имена остальных детей в группе. 2 группа: учитель подходит к одному ребенку в группе, а дети хором называют его имя. 3 группа: учитель подходит к одно­му ребенку из группы и спрашивает у всех остальных: «Эту девочку зовут Ира?» (имя неправильное).

- Нет, Наташа.

- Этого мальчика зовут Саша?

- Нет, Андрей! И т.д.

4 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы, а его сосед называет его имя (и так по кругу).

- Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?( Дети пред­лагают варианты: можно спросить у этого человека, можно спросить у других детей, можно спросить у учителя, можно спросить у других взрослых, можно прочитать на медали и т.д.)

Прощание

- Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные име­на. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны? ( Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели»):

Еле-еле-еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом побежали все бегом.

Итог урока в кругу

51

- Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знако­мятся? (Заострить внимание на высказывании: «чтобы подружить­ся»). Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.