logo
85

Тема 17. Ловушка

Задачи: познакомить с новой ситуацией на уроке и знаком ее распознавания; формировать умение осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия.

Оборудование: знаки, картинки для игр, счетные палочки.

Ход урока

Дети рассаживаются обычным способом по двое. Организационный момент. Игра «Хлопки»

- Давайте послушаем, как вы готовы работать по-новому. Дети хлопают по рядам. Учитель отмечает, дружно ли хлопали ре­бята (скорее всего хлопки будут недружными), и предлагает детям сегодня на уроке постараться сдружиться со своими новыми сосе­дями.

- Как можно подружиться на уроке? (выполнять работу вмес­те, дружно, показывать ребятам знаки при ответах и т.д.)

Повторение школьных знаков

- Я знаю, что многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим с вами о домашних животных. Скажите, каких живот­ных можно назвать домашними? Я буду задавать вопросы, а вы будьте внимательны. У кого есть дома какие-либо животные? (Учитель

85

некоторые вопросы подкрепляет знаками). Сколько лап у кошки? (знак «Я»). Скажите хором: сколько хвостов у собаки? Как зовут ваших питомцев? (знак «Я»). Кто знает, едят ли кошки арбузы? А умеют ли собаки лазить по деревьям? (знак «Я»). Скажите хором: у какого животного вместо носа пятачок? В лесу живет животное, очень по­хожее на свинью. Его так и называют — дикая свинья. Тело его по­крыто щетиной, рыло вытянутое, с пятачком и клыками. Кто знает, как его зовут?

Создание проблемной ситуации

- А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение. Я видел подснежник в осеннем лесу,

Где заяц тащил по опушке лису И волк за охотником крался... Я слышал — охотник зубами стучал, Я слышал, как он «Помогите!» кричал И громко от страха смеялся! Вчера я поехал пешком по дрова, Под снегом вокруг зеленела трава. Из лесу я дров не привез целый воз И тер на жаре обмороженный нос.

- Такое стихотворение написал для вас поэт Т. Белозеров. Но почему вы все время смеетесь? Как вы считаете, автор в самом деле все это видел или специально придумал такое, чтобы вы посме­ялись? А скажите, почему не смеялся Павлик? (он не слушал). Открою вам один секрет: я тоже люблю на уроках придумывать что-нибудь интересное, смешное, неправильное. Что будет, если я скажу: «Дети сделайте это задание, а задание будет неправильное, шуточ­ное»? Вы его станете делать? А тот, кто не будет внимательно слу­шать и не поймет, что это шутка - что сделает он? (выполнит). И какую отметку получит? (плохую). Так что, мне шутить нельзя с вами? А как мне узнать, поняли вы шутку или нет? (надо придумать знак).

Дети предлагают варианты.

Введение знака «Ловушка»

- В лесной школе ученики придумали вот такой знак, они сказа­ли, что это ловушка. Попробуйте, удобно вам пользоваться таким знаком? (дети пальчиками показывают букву Л).

Упражнение в применении знака «Л» Работа с палочками индивидуально

86

- Сегодня к нам на урок пришли два клоуна. Один добрый - он принес всем ордена за внимательность и сообразительность. А дру­гой веселый, он любит придумывать ловушки. Он подготовил вам такие задания, выполнить которые невозможно. Когда вы услышите такое задание, то сразу поднимайте знак «Л».

- Возьмите одну палочку и сделайте что-нибудь с ней. Ты счи­таешь, что это ловушка. А давайте попробуем сделать это задание. На что похожа эта палочка? Значит, это не ловушка. Нужно думать! Возьмите две палочки и составьте из них любую букву (Т, X, Л). Положите еще одну палочку и составьте треугольник. Из этих пало­чек составьте квадрат (Л). Возьмите еще одну палочку, составьте колесо (Л). Из четырех палочек составьте букву Ш. Возьмите еще одну палочку, сложите флажок. Из 6 палочек составьте домик. Что­бы подняться на крышу дома, нужна лестница из 6 ступенек. Со­ставьте ее.

Дети составляют лестницы без боковых перил. С такой лестни­цы можно легко упасть и сильно удариться. Ученики показывают знак «Л».

Физкультминутка «Ловушка»

Учитель медленно выполняет разные упражнения и называет их. Часть движений не совпадает с названиями.

- Вы будете делать только то, что я буду говорить со словами «Я прошу вас».

Учитель может пошутить: я прошу вас повернуться ко мне спи­ной (или закрыть глаза). А теперь делайте, как я... А вы увидели, что я делаю?!

Повторение всех знаков

- А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я знаю 5 цве­тов: астра, тюльпан, роза, рогатка, ромашка. Кто нашел ловушку? Я знаю 5 имен девочек: Наташа, Маша, Миша, Марина, Ирина. Я знаю 5 птиц: воробей, ворона, голубь, аист, пингвин. Какое слово лишнее? А вы точно знаете, что это не птица? А я думаю иначе. А как вы узнаете, какое слово лишнее, если не будете знать его значения? Какой знак нам поможет? («?»).

Игра «Третий лишний»

Учитель вывешивает на доске картинки (медведь, лев, ворона).

- Кто назовет лишнее слово? (дети называют). Почему? (Ре­бенок объясняет, а дети показывают «+» или «-» (согласен или ду­маю иначе)). Слова: ложка, тарелка, каша; тетрадь, карандаш, кни­га; машина, конь, самолет.

87

Итог урока

Оценка своей работы

Учитель проводит на доске линеечку и просит детей оценить сегодняшний день.

- По каким критериям мы будем оценивать его?

Дети предлагают различные варианты. Учитель может пред­ложить свой: «Сегодня все было понятно - сегодня я ничего не по­нял». Сначала каждый ученик оценивает сегодняшний день сам, а потом отдает свой листок учителю, который переносит все оценки на общую линеечку.