Тема 17. Ловушка
Задачи: познакомить с новой ситуацией на уроке и знаком ее распознавания; формировать умение осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия.
Оборудование: знаки, картинки для игр, счетные палочки.
Ход урока
Дети рассаживаются обычным способом по двое. Организационный момент. Игра «Хлопки»
- Давайте послушаем, как вы готовы работать по-новому. Дети хлопают по рядам. Учитель отмечает, дружно ли хлопали ребята (скорее всего хлопки будут недружными), и предлагает детям сегодня на уроке постараться сдружиться со своими новыми соседями.
- Как можно подружиться на уроке? (выполнять работу вместе, дружно, показывать ребятам знаки при ответах и т.д.)
Повторение школьных знаков
- Я знаю, что многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим с вами о домашних животных. Скажите, каких животных можно назвать домашними? Я буду задавать вопросы, а вы будьте внимательны. У кого есть дома какие-либо животные? (Учитель
85
некоторые вопросы подкрепляет знаками). Сколько лап у кошки? (знак «Я»). Скажите хором: сколько хвостов у собаки? Как зовут ваших питомцев? (знак «Я»). Кто знает, едят ли кошки арбузы? А умеют ли собаки лазить по деревьям? (знак «Я»). Скажите хором: у какого животного вместо носа пятачок? В лесу живет животное, очень похожее на свинью. Его так и называют — дикая свинья. Тело его покрыто щетиной, рыло вытянутое, с пятачком и клыками. Кто знает, как его зовут?
Создание проблемной ситуации
- А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение. Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису И волк за охотником крался... Я слышал — охотник зубами стучал, Я слышал, как он «Помогите!» кричал И громко от страха смеялся! Вчера я поехал пешком по дрова, Под снегом вокруг зеленела трава. Из лесу я дров не привез целый воз И тер на жаре обмороженный нос.
- Такое стихотворение написал для вас поэт Т. Белозеров. Но почему вы все время смеетесь? Как вы считаете, автор в самом деле все это видел или специально придумал такое, чтобы вы посмеялись? А скажите, почему не смеялся Павлик? (он не слушал). Открою вам один секрет: я тоже люблю на уроках придумывать что-нибудь интересное, смешное, неправильное. Что будет, если я скажу: «Дети сделайте это задание, а задание будет неправильное, шуточное»? Вы его станете делать? А тот, кто не будет внимательно слушать и не поймет, что это шутка - что сделает он? (выполнит). И какую отметку получит? (плохую). Так что, мне шутить нельзя с вами? А как мне узнать, поняли вы шутку или нет? (надо придумать знак).
Дети предлагают варианты.
Введение знака «Ловушка»
- В лесной школе ученики придумали вот такой знак, они сказали, что это ловушка. Попробуйте, удобно вам пользоваться таким знаком? (дети пальчиками показывают букву Л).
Упражнение в применении знака «Л» Работа с палочками индивидуально
86
- Сегодня к нам на урок пришли два клоуна. Один добрый - он принес всем ордена за внимательность и сообразительность. А другой веселый, он любит придумывать ловушки. Он подготовил вам такие задания, выполнить которые невозможно. Когда вы услышите такое задание, то сразу поднимайте знак «Л».
- Возьмите одну палочку и сделайте что-нибудь с ней. Ты считаешь, что это ловушка. А давайте попробуем сделать это задание. На что похожа эта палочка? Значит, это не ловушка. Нужно думать! Возьмите две палочки и составьте из них любую букву (Т, X, Л). Положите еще одну палочку и составьте треугольник. Из этих палочек составьте квадрат (Л). Возьмите еще одну палочку, составьте колесо (Л). Из четырех палочек составьте букву Ш. Возьмите еще одну палочку, сложите флажок. Из 6 палочек составьте домик. Чтобы подняться на крышу дома, нужна лестница из 6 ступенек. Составьте ее.
Дети составляют лестницы без боковых перил. С такой лестницы можно легко упасть и сильно удариться. Ученики показывают знак «Л».
Физкультминутка «Ловушка»
Учитель медленно выполняет разные упражнения и называет их. Часть движений не совпадает с названиями.
- Вы будете делать только то, что я буду говорить со словами «Я прошу вас».
Учитель может пошутить: я прошу вас повернуться ко мне спиной (или закрыть глаза). А теперь делайте, как я... А вы увидели, что я делаю?!
Повторение всех знаков
- А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я знаю 5 цветов: астра, тюльпан, роза, рогатка, ромашка. Кто нашел ловушку? Я знаю 5 имен девочек: Наташа, Маша, Миша, Марина, Ирина. Я знаю 5 птиц: воробей, ворона, голубь, аист, пингвин. Какое слово лишнее? А вы точно знаете, что это не птица? А я думаю иначе. А как вы узнаете, какое слово лишнее, если не будете знать его значения? Какой знак нам поможет? («?»).
Игра «Третий лишний»
Учитель вывешивает на доске картинки (медведь, лев, ворона).
- Кто назовет лишнее слово? (дети называют). Почему? (Ребенок объясняет, а дети показывают «+» или «-» (согласен или думаю иначе)). Слова: ложка, тарелка, каша; тетрадь, карандаш, книга; машина, конь, самолет.
87
Итог урока
Оценка своей работы
Учитель проводит на доске линеечку и просит детей оценить сегодняшний день.
- По каким критериям мы будем оценивать его?
Дети предлагают различные варианты. Учитель может предложить свой: «Сегодня все было понятно - сегодня я ничего не понял». Сначала каждый ученик оценивает сегодняшний день сам, а потом отдает свой листок учителю, который переносит все оценки на общую линеечку.
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»