logo
85

§2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Задачи: провести первичную диагностику умения ребенка ори­ентироваться на листе бумаги; учить выполнять графический дик­тант (развивать произвольность).

Оборудование: колокольчик, ксерокопии «Дорожки» (по числу детей), тетради в клетку (по числу детей), простой карандаш, ручка, знаки.

Ход урока

Пальчиковая гимнастика

- Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давай­те сделаем гимнастику. Для этого приготовьте ладошки и по­вторяйте за мной слова и движения.

- Мы капусту рубим-рубим (ребрышки ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей — 3 раза), мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли — 3 раза), мы капусту жмем-жмем (сжимание и разжимание кулачков — 3 раза), мы капусту трем-трем (ладошки потирают друг друга — 3 раза).

Езда по «Дорожкам» (тест на развитие мелкой моторики руки)

Каждому ребенку выдается ксерокопия «Дорожки».

- Кто скажет, на чем мы будем путешествовать по дорожкам? Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках? (Са­молет, вертолет, велосипед.)

- На чем путешествовать сложнее всего? Почему? По какой дорожке ехать легче всего? Почему?

Посадка при письме

Инструкция: представьте, что вы сели за руль автомобиля, ваша спина должна касаться спинки сиденья машины. Ноги крепко стоят на полу. Лист «Дорожки» лежит на парте с небольшим наклоном вле­во, а уголок смотрит вам в грудь. Голова немного наклонена вперед. Двигаться по дорожке будем слева направо. Ехать надо посредине дорожки, не съезжая на обочины. Карандаш нельзя отрывать от бу­маги. Лист бумаги нельзя двигать и переворачивать.

Правильное положение карандаша

Учитель обращает внимание на правильное положение ка­рандаша в руке: «Кроме вас в машине поедет вся семья: мама,

94

папа, бабушка и дедушка ( учитель показывает и называет все пальцы).

- Дедушка и бабушка старенькие, они поедут на заднем сиденье и не будут держать руль. Загните пальцы. Папа - глава семьи, ее опо­ра. Он будет держать руль - карандаш. Положите карандаш на сред­ний палец. Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху.

По команде учителя (звонку в колокольчик) дети выполняют тест. Учитель проверяет соблюдение детьми правил посадки и положения карандаша в руке.

Физкультминутка

- Сейчас я буду показывать движения и называть их. Повто­ряйте за мной. Будьте внимательны. Делайте те движения, которые я называю. Например: правая рука в сторону, левая рука в сторону, обе руки вверх, обе на пояс, левая рука в сторону, правая рука в сто­рону, обе вверх, обе на пояс.

Затем учитель начинает путать детей, его движения не совпа­дают с командой, награждает самых внимательных.

Ориентировка на листе бумаги

Детям выдаются тетради в клетку с разметкой.

- На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисо­вать то, что я сейчас скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым каран­дашом цветок в правом верхнем углу.

2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нари­суйте в левом нижнем углу листок.

3. Мы ждем, когда наступит «бабье лето», потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.

4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нари­суйте улыбку в правом нижнем углу.

Учитель раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.

Итог урока

- Чему новому вы сегодня научились на уроке? Кто очень ста­рался, чтобы у него все получилось? Что нужно делать ученику, что­бы на уроке было все понятно?

Цвет нашего урока

- Наступило время высадить наши первые цветочки. Но цветы наши не простые, лепесточки у них такие же, как ваше настроение

95

сегодня. Каждый раскрасит лепесток тем цветом, какой похож на его настроение.

На доске появляется большой цветок, который в целом харак­теризует настроение класса после урока.

Сведения для учителя: красный - восторженное, оранжевый -радостное, желтый - светлое, приятное, зеленый - спокойное, урав­новешенное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, белый -трудно сказать.

Диагностическая методика «Елочка» («Дерево»)

Задачи: выявление типа ситуации в развитии ребенка; уточнение представлений детей о школьнике; закрепление школьных правил.

Оборудование: знаки школьных правил; карточки с рисунками елочки для диагностики; цветные карандаши.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Скажите, как вы сейчас поздоровались? Как школьники или дошкольники? Попробуем еще раз.

- Кто вы теперь: школьники или дошкольники? Чем отличает­ся школьник от дошкольника? Покажите, как сидит дошкольник, школьник.

Повторение школьных правил

- Какие школьные правила знает и использует школьник? (под­нятая рука, приветствие учителя и т.д.).

Отгадывание загадок с применением школьных правил.

Диагностическая работа (Методика «Елочка», [7] 1 часть).

Создание мотивации

- Нашим соседям - ребятам из детского сада дали задание -раскрасить елочки (демонстрация образца елочки). Но оказалось, что они еще не могут справиться с этим заданием. Малыши просят у нас помощи. Он могут нарисовать только игрушки на елке, а саму елочку им закрасить тяжело. Может, поможем нашим малышам-дошкольникам?

Инструкция к выполнению

- Сделаем так: елочку раскрашивают школьники, оставляя ме­сто для игрушек, которые потом нарисуют малыши. Хорошо? Катя, что мы будем закрашивать? Каким цветом?

Вы должны раскрасить свои елочки (демонстрация первой час­ти методики) зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые бе-

96

лые места. Игрушки потом дорисуют дошкольники в детском саду. (Раздача именных листочков).

- Рассмотрите свои карточки. А теперь отвечайте хором на мои вопросы. Что мы будем сейчас делать? (раскрашивать елочку). Каким цветом будете раскрашивать елочку? (зеленым). Всю ли елоч­ку будете закрашивать? Какого цвета должны быть пустые места? Любого? (нет, белого).

Индивидуальная работа детей.

Учитель в это время не должен подходить к детям, а должен находиться в стороне - этого требует методика.

Физкультминутка: (стоя) пальчиковая гимнастика и «Карли­ки и великаны».

Анализ работ и настрой на повторное выполнение

- Когда вы работали, я увидела, что не всем понравились свои работы. Кто может выполнить еще лучше? Кто хочет попробовать раскрасить елочку еще раз?

Учитель обращает внимание детей только на аккуратность вы­полнения работы, на другие недочеты и ошибки не указывать - тре­бование методики, дает еще один шаблон каждому ребенку.

Повторное выполнение задания

- Посмотрите еще раз внимательно на образец (учитель де­монстрирует его) и постарайтесь очень аккуратно выполнить зада­ние - раскрасить елку для дошколят. (Во время повторного выполне­ния задания детьми учитель ходит по классу, останавливаясь у каж­дого ребенка на некоторое время, просто наблюдая - это знак при­сутствия рядом учителя, который видит качество работы ребенка -требование методики.)

Итог урока

- Что мы сегодня делали на уроке? Какую школьную работу выполняли? Чему научились? Какими стали?) (добросердечными, так как помогли малышам).