logo
85

Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок

Задачи: познакомить детей с оценочной линейкой; учить опре­делять критерии оценки; учить умению оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.

Оборудование: изученные знаки, тетрадь в клетку, простой карандаш, тетрадь «Солнышко».

Ход урока

Повторение школьных правил

- Ребята, к нам на урок снова пришли Знайки. Говорят, что они учились в лесной школе и теперь знают и умеют все. Что будем делать? (дети предлагают проверить Знаек).

Учитель разыгрывает с куклами сценку: учитель загадывает загадки, а куклы наперебой «кричат» ответы.

- Два конца, два кольца - посередине гвоздик? Сколько дней в неделе? Какие мультфильмы вы любите смотреть? Ребята тоже зна­ют ответ, но не кричат так, как вы.

- Знайки, вы не переживайте. Вы просто не знаете того, о чем мы с ребятами уже договорились. Не знать - не стыдно. Ребята, объяс­ним Знайкам, что означают эти знаки. Кто скажет, что это за знаки?

Дети объясняют значение знаков «Я», «Хор», «Согласен» и т.д.

- Примем ли мы Знаек в школу? Не подведут ли они нас?

80

Дети решают взять Знаек с собой: пусть поучатся быть насто­ящими школьниками.

Игра «Кто чему хочет научиться в школе?»

Дети встают в круг и разучивают три жеста. Руки вперед: «И я тоже. Согласен». Руки за спину: «Я не буду. Не согласен». Руки на голову, почесать в затылке: «Я подумаю. Я еще не знаю». Начинает игру ведущий: «Я — Серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться. А вы?». Дети отвечают одним из трех жестов. Игру продолжают Знайки.

- Чему мы учились в этой игре? Вот видите, Знайки, в школе, даже играя, дети учатся.

Знакомство с оценкой Создание проблемной ситуации

- Сегодня мне надо собрать ваши работы и посмотреть, кто чему научился. Чтобы я не перепутала тетради, подпишите на стра­нице свое имя (кто не умеет - срисовывает со своего медальона). По сигналу (1 звонок) отложите ручки, даже если вы не написали букву.

- Оцените свою работу знаками «+ -». Как-то непонятно полу­чилось. Все ребята написали по-разному, а оценки у всех одинаковые - «+». Что же нам придумать с оценками?

Знакомство с оценочной линейкой

- Знайки хотят вам что-то сообщить. Оказывается они видели, что в лесной школе у всех учеников есть волшебные линеечки, на которых очень легко ставить оценку. Они хотят вам показать, как это делать. Посмотрим?

Учитель демонстрирует на доске волшебные линеечки.

Введение способа оценки

На доске написано имя Павлик с ошибками в изображении букв.

- Мальчик из подготовительного «Г» класса написал свое имя так. Давайте оценим, красиво ли написано имя (рисует линейку). Если я считаю, что слово написано красиво, красивей невозможно, я по­ставлю свою оценку тут (ставит практически возле верхней границы линейки). Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, не бывает хуже, я поставлю свою оценку тут (ставит чуть выше ниж­ней границы линейки). А куда поставить оценку, если я считаю, что слово написано красиво, но может быть и лучше? (помощники ука­зывают место на линейке). Понятно ли, как оценивать работу по линей-

81

ке? Давайте оценим теперь, правильность работы Павлика. Аналогичный разбор.

Практическая работа детей

Каждый учащийся написал свое имя. Группа оценит, правильно ли написано имя и красиво ли. Выбирают одного учащегося, который кладет листик на центр стола. Работа сначала оценивается по линей­ке «красота», затем - «правильность». Т.о. оценивают все работы.

Обобщение

- Понравились вам волшебные линеечки? За что на них можно ставить отметки?

Организация групповой работы

- Мы продолжаем работать в группах. Сейчас вы будете вы­полнять интересные задания и оценивать их. Причем оценивать пра­вильность их выполнения будете не только вы сами, но и ваши дру­зья. Покажите, что вы готовы работать вместе. (Руки детей долж­ны быть соединены и подняты вверх). На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться работать в паре, вот так. (Знак «Мы» прикреп­ляется на доску). Но что значит - работать в паре? Как показать, что пара готова к работе? Покажите! (Дети должны взяться за руки и поднять их вверх. За догадку вручить ордена). Молодцы, а теперь в группе найдите себе пару и покажите, что вы готовы работать вме­сте, сотрудничать! (Вручение орденов самой организованной паре). Мне очень нравится ваша активность и желание работать вместе.

Подвижная игра «Ниточка с иголочкой»

Знайки вмешиваются в разговор: «Ребята, как здорово, что у вас есть друзья, с которыми вы можете работать вместе! Мы при­готовили для вас удивительную игру, в которую можно играть вдво­ем. Сейчас мы проверим ваше внимание и ловкость. Попробуете сыграть? Тогда будьте внимательны, в игре есть важные правила. Вы группами показываете ниточку с иголочкой. Кого вам сначала нужно выбрать? (иголочку). Ниточка не отрывается от иголочки и всегда двигается следом. По звоночку вы начинаете сшивать все в классе. Как? Но как только слышите 2 звонка, каждая группа долж­на занять свое место. Отрываться ниточке от иголочки нельзя. По­бедит группа, которая выполнит задание первой».

Стрельба по мишеням (в тетради «Солнышко»)

- А сейчас продолжим учебу. Чему мы сегодня учимся? Правила игры объясняют Знайки, демонстрируя «стрельбу» на доске. Знайки договариваются, кто будет первым. Первый Знайка — стре-

82

лок, второй — командир. Первый Знайка: «Я беру карандаш и при­ставляю его к пистолету». Второй Знайка: «Я командую: «Готовься! Целься! Пли!». Первый Знайка: «Я по команде «Пли!» веду линию к мишени. Надо стараться, чтобы линия была ровной, чертить ее нуж­но, не отрывая карандаш от бумаги, и попасть в центр мишени. Пуля должна лететь прямо! У вас есть три попытки. После этого вы поме­няетесь ролями. Повторите, какие команды отдает командир. По сиг­налу колокольчика вы начинаете стрельбу. Договоритесь друг с дру­гом, кто будет первым. По второму звонку начинайте стрельбу».

Оценивание работы

- Как вы думаете, за что можно оценить стрелка? ( Дети выс­казывают предположения). Давайте сегодня оценим наших стрелков за меткость попадания, ровность линий и скорость движения пули. На обороте листочка нарисуйте три линеечки для оценки. Подпиши­те их буквами М (меткость), Р (ровность), С (скорость). Вы помни­те, как мы оцениваем свои работы?

Учитель напоминает детям правила оценивания.

- Оцените свою работу. Звучит сигнал колокольчика.

- Обменяйтесь своими работами и оцените работу своего дру­га. Помните, что оценка должна быть справедливой. Если вы со­гласны с оценкой, которую сам себе поставил ваш товарищ, то обве­дите ее кружком, - это значит, что он оценил свою работу правильно. Кто хочет поблагодарить своего командира, пусть пожмет ему руку...

Итог урока

- Что очень важное научились сегодня делать на уроке? Поче­му для учеников это важно? Что можно узнать, когда оценишь свою работу? Как надо ставить оценку на линеечке? За что можно ста-

вить оценку?