Тема 4. Приветствие учителя
Задачи: на основе выбора выработать школьное правило - приветствие учителя; помочь детям в осознании позиции школьника на основе сравнения школьник-дошкольник.
Оборудование: знак «Поднятая рука», картинка с изображением ребенка - школьника, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
Беседа о представлении детьми образа школьника
- Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?
55
Игра «Школьники — дошкольники?»
- Давайте поиграем в игру «Школьники - дошкольники».
- Представь, как сидит школьник. Представь, как — дошкольник. Представь, как ходит школьник. Представь, как — дошкольник. Походи как школьник, посиди как дошкольник. Когда я хлопну один раз, то вы должны сидеть как школьники, а когда два раза — как дошкольники. Изобрази школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно ты изобразил.
Создание проблемной ситуации
- Как много школьных правил вы уже знаете! Молодцы! А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем:
- Здравствуйте, дети! (Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!»).
Рассматривание веера возможных решений
- Все согласны, что в школе здороваются так? (Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить).
Выработка нового правила
Если учитель - сторонник традиционного школьного приветствия, то у него есть возможность заинтересовать детей своим предложением:
- А вот мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете, как? (Обычно дети с уверенностью заявляют: «Знаем». Пробуем. В результате все молча сидят).
- Дети, я даже не поняла, вы поздоровались со мной или нет? Как же сделать это понятнее? (Таким образом вывести детей на нужное приветствие).
- Как здорово вы придумали - даже лучше, чем мои четвероклассники!
Упражнение в использовании правила
- Давайте еще раз поздороваемся, как школьники. А теперь, как дошкольники.
Рисование школьника и дошкольника
- Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаге нарисуете кого-то. Догадайтесь, кого надо рисовать? Не только школьника, но можно и дошкольника. Но вот кого вы будете рисовать -это ваш секрет. А дети в группах должны будут этот секрет угадать. Поэтому пока не говорите, кого вы рисуете. Договорились?
56
Самостоятельная работа детей Взаимодействие детей в группах:
а) выборы того, кто будет отвечать первым, вторым и т. д.;
б) обсуждение рисунков и угадывание;
в) обсуждение группового взаимодействия.
Итог урока
- Чем понравился сегодняшний урок? Что не понравилось? Как можно сделать, чтобы избежать этого?
- Глава 1
- §1. Методологические основы преемственности
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- §3. Готовность к школьному обучению
- §1. Новообразования ведущей деятельности
- §2. Методика организации учебного сотрудничества
- Глава 3
- §1. Цели и задачи курса
- §2. Содержание курса
- §3. Методы и формы организации обучения в курсе
- §1. Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству
- Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
- Тема 2. Умение договариваться
- Тема 3. Знакомство в группах
- Тема 4. Приветствие учителя
- Тема 5. Выбор приветствия
- Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах
- Тема 7. Введение знака «Хор»
- Тема 8. Лента школьного времени
- Тема 10. Введение знака «Мы - готовы»
- Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
- Тема 12. Учимся спорить
- Тема 13. Знак «Вопрос»
- Тема 14. Применение знака «?»
- Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок
- Тема 16. Оценка. Взаимооценка
- Тема 17. Ловушка
- Тема 18. Недоопределенное правило
- Тема 19. Посвящение в ученики
- §2. Методика организации уроков определения стартовых возможностей детей
- §3. Методика организации уроков презентации учебных предметов
- §4. Организация работы с родителями в курсе «Введение в школьную жизнь»