logo
85

§2. Адаптация первоклассников к школе

Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к но­вым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивацион-ной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к система­тическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельно­сти ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элемен­тарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошколь­ником, но для него она носила второстепенный характер, т.к. веду­щей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддержи-

13

вать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совмес­тной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформиро­ванными познавательными мотивами и умением произвольно-воле­вой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным услови­ям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посе­щавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школь­ному обучению целенаправленно формируются педагогическим воз­действием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользо­вались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуще­ствами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личнос­тной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной дея­тельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называе­мых школьных неврозов [19; с. 57].

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие иссле­дователи большое значение придают вопросам школьной готов­ности, а также адаптации первоклассника к новым условиям сис­тематического обучения в коллективе сверстников (ММ.Безру­ких, Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Л.А.Венгер, И.В.Дубровина, С.П.Ефимова, И.А.Коробейников, Н.Г.Лусканова, Р.В.Овчарова, Д.Б.Эльконин). В большинстве работ констатируется, что слабо­успевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыс­лительной деятельности; инертность, косность, пассивность, под­ражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуи­тивно-практического и словесно-логического мышления.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В.Запорожец и др.), развития речи (Л.Е.Журова, В.И.Логинова, Ф.А.Сохин и др.), математического развития (А.М.Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника

14

(И.А.Домашенко, В.А.Гелло, И.В.Имедадзе, М.И.Лисина и др.). Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И.Гуткина, А.К.Маркова, Л.М.Цеханская); рассмат­ривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.ФАлиева, С.В.Гаврилова, Ю.Ф.Зманов-ский, А.А.Люблинская).

Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Как правило, этот процесс бла­гополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты. Известны многочис­ленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Особо отметим понятие «дезадаптация», которое занимает важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успева­емостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, дезадап­тация сама во многих случаях является причиной слабой успеваемо­сти (Э.М. Александровская, Н.П.Вайзман, Е.В.Новикова и др.).

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребен­ка. Период адаптации к школе является очень сложным для перво­классников. В этот период некоторые дети могут быть очень шум­ными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при ма­лейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивает­ся количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает пси­хика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жиз­ни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подо­лгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школь­ного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутом­ленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже

15

дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напря­жения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционально­го. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутом­ленными, у них появляются головные боли и боли в области живо­та: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за рас­ставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некото­рые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам разви­вается рвота.

Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целе­сообразно выделить те его формы, знание которых позволит реали­зовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы.

1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельно­сти, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который по­шел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированное™ морфофункциональных систем организма; уров­ня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.

2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям отно­сится в большей степени к пространственно-временным отношени­ям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежно­стей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослос­ти», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысло-вым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со свер­стниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как уча­щемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отно­шение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятель­ности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированное™ творческого воображения; коммуникативных спо­собностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

16

Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протека­ет процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состоя­ние будущего ученика.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в пер­вом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 — 30% шес­тилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-пол-тора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адапта­ции детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормаль­ным и низким.

Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.

В целях снятия напряжения в трудный адаптационный период первый школьный месяц в школах Беларуси посвящен изучению кур­са «Введение в школьную жизнь».