logo
85

§3. Методика организации уроков презентации учебных предметов

Тема: Презентация урока математики

Задачи: вызвать у детей интерес к уроку математики; форми­ровать умение договариваться и взаимодействовать в группе; зак­репить умение работать по правилам.

97

Оборудование: мяч для игры, 1 маршрут для разбора на дос­ке, 1 маршрут на каждую группу, для каждого ребенка бабочка и рисунок геометрической фигуры.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы со мной поздоровались как настоящие школьники. Садитесь. Какая сейчас пора года? Что происходит осенью в жизни птиц? Как они называются одним сло­вом? (перелетные).

Устный счет

- Сегодня утром я увидела в небе стайку уток. Хотите узнать, сколько их было? Сейчас сосчитаете. Я буду бросать мяч, а тот кто его поймает, будет называть число по порядку (счет 1 - 10).

- Так сколько летело уток, скажите хором (10).

- А сейчас утки улетают далеко и по одной пропадают вдали. Давайте посчитаем в обратном направлении (диагностика умения считать до 10 и обратно).

Алгоритмическая игра «Передвижение по прямоуголь­ной таблице»

- Куда полетели птицы? Как они находят дорогу? До сих пор, ребята, ученые не могут до конца отгадать этот секрет. А как чело­век находит дорогу в другой город или страну? (карта). Все, навер­няка, видели карты, по которым ищут клад, сокровища в мультфиль­мах, кино? Что на них указано? (место прибытия и маршрут)

- У меня тоже есть такая карта, но она необычная. Это карта -муравья. По ней муравей носит в свой домик-муравейник веточки, готовясь к холодной зиме.

Правила игры

- Но ходить так, как ему вздумается, муравей не может, он ходит только по заданному стрелками маршруту и только по прямой линии (наискосок ходить нельзя).

Показ учителя. Одна стрелка маршрута - один шаг. Физкультурная пауза

- Встаньте, дети, выйдите из-за своих парт. Покажите, как вы делаете один шаг (дети делают шаг вперед). А теперь сделайте 1 шаг вправо, 1 влево, 1 назад, 1 вперед. Молодцы! Вот так и муравей ходит на одну клеточку, садитесь.

- А как можно шагать на доске? (мелом)

- Отлично, шагать буду я, а вы будете мне командовать, куда по маршруту должен идти муравей.

Учитель разбирает с детьми значение стрелок.

- Итак, муравей, кажется в нижнем левом углу, а его домик - в правом верхнем углу. Если мы правильно будем следовать по марш­руту, то попадем в муравейник, а если неправильно - то нет. Так что будьте внимательны.

Демонстрация учителем работы на доске

- Куда должен сделать муравей первый шаг? Где это нужно узнать? (посмотреть на первую стрелку маршрута). Павел, куда сде­лаем первый шаг? Вика, куда пойдем? Покажите пальчиками, куда нужно идти. Сюда?

Учитель указывает это место на рисунке.

- Откуда будем делать следующий шаг? Отсюда? (учитель показывает начальный пункт выхода и пункт остановки первого шага, а дети должны выбрать правильный).

- А куда будем шагать? (учитель указывает все возможные неправильные варианты, спрашивая: «Сюда?»). Куда будем делать третий шаг? И т.д. Кто сосчитает, сколько шагов сделал муравей? Как можно сосчитать шаги? (по маршруту стрелки и по шагам-кле­точкам).

Взаимодействие в группах

- А теперь вам нужно по вашим картам отвести муравья до­мой. Но у меня только один маршрут на группу, который состоит ровно из стольких ходов, сколько человек в группе, то есть каждый может сделать один шаг. Выберите в своих группах жестами тех, кто будет делать первый шаг. Встаньте первые. Первый пусть дос­танет карандаш.

- А теперь вторые, третьи и т.д. Но помните, что от каждого из вас зависит, дойдет ли группа с муравьем до муравьиного домика или нет. А что нужно сделать, чтобы не заблудиться? (внимательно следовать по маршруту и помогать друг другу).

- А теперь повторим условные знаки. Отвечайте хором.

- Сколько шагов может сделать каждый? (1)

- Наискосок перемещаться можно? (нет)

- А как можно? (по прямой)

- 1 стрелочка сколько шагов обозначает? (1)

- Я вижу, правила вы уяснили отлично. А теперь посмотрим, чья группа правильно и дружно справится с заданием. Помните, что готовность всей группы нужно показать жестом.

Физкультминутка «Карлики и великаны»

- Понравилась вам игра с муравьем ребята? Чем? Чему через игру вы научились? В такие и другие интересные игры вы будете играть на уроках математики.

Решение математических задач

- А что еще делают на уроках математики? (решают задачи). Правильно, решают задачи.

- Что необходимо, чтобы правильно решить задачу? (внима­тельно ее слушать и правильно считать, используя свои пальчики).

- Что осенью собирают?

1. Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: Два - под березой, Один-у осины. Сколько их будет

В плетеной корзине? (3)

2. Вот грибочки на лужайке В желтых шапочках стоят Два грибочка, три грибочка. Сколько вместе будет? (5)

3. Рада Аленка -Нашла два масленка! Да четыре в корзинке. Сколько грибов на картинке? (6)

4. Дядя Ежик в сад зашел, Десять спелых груш нашел. Три из них он дал ежатам, Остальные же - зайчатам. Сколько груш получили зайчата? (7)

5. Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их? (8) Упражнение на сравнение

- Но на уроках математики вы будете не только считать, ре­шать задачи и играть в математические игры, но и сравнивать. А умеете вы сравнивать? Проверим. Будьте внимательны!

- Группа «Башмак» нашла 3 гриба, а группа «Солнышко» - 4 гриба. Пусть встанет та группа, которая собрала больше грибов.

100

- Группа «Бабочка» собрала в саду 5 корзин яблок, а группа «Удача» - 2 корзины груш. Пусть встанет та группа, которая собра­ла меньшее количество корзин с фруктами.

- Группа «Ромашка» нашла 8 лисичек, а группа «Бабочка» - 8 подберезовиков. Встанет та группа, которая собрала больше грибов. Меньше грибов. А почему никто не встает? (собрали поровну)

Итог урока

- Понравилось вам занятие? Чем? Чему вы на нем научились? Чем вы занимались сегодня? А на каких уроках вы будете этим за­ниматься? Чем бы вы хотели заняться на следующих уроках мате­матики?

Тема: Презентация урока письма

Задачи: познакомить с новым уроком; вызвать желание уча­ствовать в уроке; повторить школьные правила.

Оборудование: рисунки для штриховки «Облако», ручки, тет­ради.

Ход урока

Организационный момент

- Утром, когда я пришла в класс, было еще темно. Я услышала шорох. Включила свет и увидела, как разлетались вот эти фигурки. Как вы думаете, что это такое? (облака). Зачем они здесь? Сколько их? (пересчитали - оказывается по количеству детей). Неужели это для нас? Что с ними делали (штриховка)? Да здесь еще и письмо есть: «Ребята, если вы правильно выполните задание - облака ста­нут волшебными».

Самостоятельная работа

Дети штрихуют облака.

- Что же волшебного может получиться? (на них можно полететь).

Знакомство с картой путешествия

На доске появляется карта путешествия. Ребята разглядыва­ют карту - на ней отмечены номерами остановки.

Станция 1. «Волшебные дорожки»

Загадка: найдете волшебные дорожки, если отгадаете:

- То я в клетку, то в линейку, Написать по мне сумей-ка (тетрадь).

Знакомство с рабочей строкой

Учитель раздает тетради.

101

- Найдите в тетради дорожку. Почему написано «дорожки»? Сравнивают рабочую и нерабочие строки.

Упражнение «Дорожка для слона и муравья»

Подготовить дорожку для соревнования в беге: слону - синюю, муравью - красную. Штриховка дорожек.

Станция 2. «Наклонная»

С первых же уроков отрабатывается правильное положение тет­ради на парте. Не все даже опытные учителя осознают, что наклон при письме достигается положением тетради. Нет элемента в пись­ме «наклонная линия» - все линии прямые. Ребенок пишет все линии прямо, перпендикулярно линии края парты, к центру груди. Для осоз­нания этого учитель проводит с детьми упражнение - опыт на аль­бомном листе: «Положите лист ровно, проведите прямую линию к центру груди; положите лист с наклоном, снова проведите прямую линию; рассмотрите обе линии - одинаковы ли они? Как вам удалось написать линию с наклоном? От чего зависит наклон? Рассмотрите страничку в букваре - как там напечатаны буквы? Рассмотрите стра­ничку в прописи - как там написаны буквы? Разгадайте секрет: как написать буквы с наклоном? Вот вы и узнали важный секрет станции «Наклонная»».

Станция З.«3доровая»

- О чем заботятся на этой станции? Требования к приезжим -выучить правило посадки при письме. Спина, ноги, руки.

Станция 4. «Волшебная ручка»

Для более скорого освоения детьми правила пользования руч­кой учитель повторяет и закрепляет с ними названия пальцев на руке. С этой целью можно использовать различные игровые упраж­нения.

После подготовительной работы важно с первого раза правиль­но объяснить и закрепить положение ручки в руке. Ручка лежит на среднем пальце (на первой фаланге), слева она прижимается боль­шим пальцем. Указательный палец свободно поднимается и опуска­ется на ручку. Мизинец и безымянный пальцы слабо подогнуты внутрь кисти руки - рука во время письма опирается на них. Дети очень любят упражнение для указательного пальчика, которое дает им пси­хологический настрой на успех, а учителю - возможность проконт­ролировать положение ручки у всех учащихся сразу. Ребята мягко

102

поглаживают указательным пальчиком ручку и шепотом просят ее быть умницей и писать красиво.

Знакомство с королевством Письма

Появление королевы письма - линии с закруглением внизу.

- Кто пожаловал в мое королевство? Приглашаю вас в гости. В моем королевстве живут элементы букв. Они очень важные и очень нужные - их них строятся буквы. Меня выбрали королевой, потому что я участвую в строительстве почти всех букв.

Королева открывает на доске ряд письменных букв. При выти­рании остальных элементов на доске остается целый ряд элемента королевы.

- Если вы научитесь меня писать, вы подготовитесь к письму всех этих букв.

Подготовка к письму

- Умеете ли вы штриховать? Покажите свои работы.

- Знаете ли рабочую строку в тетради? Чья это дорожка? Покажите.

- Знаете ли вы, как получаются наклонные линии? Положите правильно тетрадь.

- Умеете ли вы беречь свое здоровье? Покажите, как надо си­деть при письме.

- Слушается ли вас ручка? Покажите, как вы разговариваете с ней.

Письмо элемента Итог урока

Королева отправляет детей домой.

- Понравилось ли вам путешествовать? В каком королевстве побывали? Чему научились? Всему этому вы будете учиться на уро­ках письма. И с королевой вы еще не раз встретитесь.