logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.

Наряду со значи­тельно обедненным содержанием мышления отмечено нарушение его целенаправленности, стройности и темпа. У части детей мышление замедленное, обстоятельное, с проявлениями персеверации или элемен­тами стереотипии и эхолалий. У большинства отмечены различные расстройства речи: недоразвитие, косноязычие, недостаточная модулированность, замедление темпа, нарушение стройности и даже нечлено­раздельное бормотание. В процессе общения они не сразу отвечают на вопросы, требуют повторных побуждений. Речь других состоит из недо­статочно связанных между собой слов и предложений, их ответы на во­просы носят нередко случайный характер. Исключение составляют ин­дивиды с речевой расторможенностью и многоречивостью.

Неудовлетворительной памятью, уровень которой трудно объяснить одним интеллектуальным дефектом, отличаются более половины де­тей. В противоположность этому у остальных механическая память развита лучше других психических функций. Одним из наиболее ха­рактерных симптомов является нарушение внимания, наблюдающее­ся у всех детей. Почти у 50% это расстройство достигает степени тяже­лой апрозексии.

Описываемая форма характеризуется эмоциональными нару­шениями — состояния аффективного напряжения, которые у большин­ства наблюдаются более или менее постоянно, и эпизодически возни­кающие аффективные вспышки. Большинство детей в состоянии дисфории характеризуются капризностью, плаксивостью, раздражитель­ностью, недовольством всем окружающим, частыми жалобами. Почти все не только раздражительны, но и злобны, легковозбудимы, склонны к агрессивным и разрушительным действиям. Они постоянно ссорятся со сверстниками, дерутся с ними, наносят увечья, угрожают расправой. В части случаев объектами разрядки их эмоционального накала стано­вятся они сами. У меньшего числа детей наблюдаются дистимические расстройства, проявляющиеся в форме напряженных, нелепых и немо­тивированных эйфории. Наряду с более сложными эмоциональными на­рушениями почти у половины резко усилены примитивные влечения.

Эти дети обычно назойливы и «прилипчивы». В случае отпора или негативного к ним отношения дают резкие аффекты возбуждения, нередко сопровождающиеся агрессией. У меньшей части из них нельзя отметить столь частых и резко выраженных аффективных вспышек, но и у них при появлении препятствий для развертывания эмоциональ­ных разрядов все же в дальнейшем может возникнуть бурный аффек­тивный взрыв. Эти дети ни одной минуты не сидят на месте, забира­ются под кровать, на окно, хватают то одну, то другую вещь, ни на чем надолго не фиксируя своего внимания, ничем не заинтересовываясь. Некоторые родители говорят, что только физическое ограничение мо­жет прекратить их двигательное беспокойство. Лишь у четверти не было столь ярко выраженной гиперактивности, хотя и они оставались при этом суетливыми и беспокойными. Эти состояния с колеблющейся аффективной напряженностью, резко расстроенным вниманием, не­лепым и подчас странным поведением, недостаточно стойкими инте­ресами нередко производят впечатление «шизоформных».

Значительное число таких индивидов госпитализируется в связи с психопатоподобным, а нередко и явно асоциальным поведением.

Даже в том случае, когда их интеллектуальные возможности не долж­ны препятствовать освоению программы СКОУ 8 вида, ов­ладение навыками чтения, письма и счета идет замедленным тем­пом или становится невозможным. Подобные школьные «неудачи» объясняются их неловкой или своеобразной моторикой, затруднения­ми в овладении пространственными и временными представлениями, расстройствами внимания, недостаточной памятью и особенно аффек­тивными расстройствами.

В заключение можно сказать, что описанная форма умственной от­сталости, сочетающаяся с аффективной напряженностью, утрированностью влечений, апрозексией, чрезмерным двигательным беспокой­ством и рядом других признаков должна быть выделена из общей мас­сы состояний психического недоразвития.