Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
Наряду со значительно обедненным содержанием мышления отмечено нарушение его целенаправленности, стройности и темпа. У части детей мышление замедленное, обстоятельное, с проявлениями персеверации или элементами стереотипии и эхолалий. У большинства отмечены различные расстройства речи: недоразвитие, косноязычие, недостаточная модулированность, замедление темпа, нарушение стройности и даже нечленораздельное бормотание. В процессе общения они не сразу отвечают на вопросы, требуют повторных побуждений. Речь других состоит из недостаточно связанных между собой слов и предложений, их ответы на вопросы носят нередко случайный характер. Исключение составляют индивиды с речевой расторможенностью и многоречивостью.
Неудовлетворительной памятью, уровень которой трудно объяснить одним интеллектуальным дефектом, отличаются более половины детей. В противоположность этому у остальных механическая память развита лучше других психических функций. Одним из наиболее характерных симптомов является нарушение внимания, наблюдающееся у всех детей. Почти у 50% это расстройство достигает степени тяжелой апрозексии.
Описываемая форма характеризуется эмоциональными нарушениями — состояния аффективного напряжения, которые у большинства наблюдаются более или менее постоянно, и эпизодически возникающие аффективные вспышки. Большинство детей в состоянии дисфории характеризуются капризностью, плаксивостью, раздражительностью, недовольством всем окружающим, частыми жалобами. Почти все не только раздражительны, но и злобны, легковозбудимы, склонны к агрессивным и разрушительным действиям. Они постоянно ссорятся со сверстниками, дерутся с ними, наносят увечья, угрожают расправой. В части случаев объектами разрядки их эмоционального накала становятся они сами. У меньшего числа детей наблюдаются дистимические расстройства, проявляющиеся в форме напряженных, нелепых и немотивированных эйфории. Наряду с более сложными эмоциональными нарушениями почти у половины резко усилены примитивные влечения.
Эти дети обычно назойливы и «прилипчивы». В случае отпора или негативного к ним отношения дают резкие аффекты возбуждения, нередко сопровождающиеся агрессией. У меньшей части из них нельзя отметить столь частых и резко выраженных аффективных вспышек, но и у них при появлении препятствий для развертывания эмоциональных разрядов все же в дальнейшем может возникнуть бурный аффективный взрыв. Эти дети ни одной минуты не сидят на месте, забираются под кровать, на окно, хватают то одну, то другую вещь, ни на чем надолго не фиксируя своего внимания, ничем не заинтересовываясь. Некоторые родители говорят, что только физическое ограничение может прекратить их двигательное беспокойство. Лишь у четверти не было столь ярко выраженной гиперактивности, хотя и они оставались при этом суетливыми и беспокойными. Эти состояния с колеблющейся аффективной напряженностью, резко расстроенным вниманием, нелепым и подчас странным поведением, недостаточно стойкими интересами нередко производят впечатление «шизоформных».
Значительное число таких индивидов госпитализируется в связи с психопатоподобным, а нередко и явно асоциальным поведением.
Даже в том случае, когда их интеллектуальные возможности не должны препятствовать освоению программы СКОУ 8 вида, овладение навыками чтения, письма и счета идет замедленным темпом или становится невозможным. Подобные школьные «неудачи» объясняются их неловкой или своеобразной моторикой, затруднениями в овладении пространственными и временными представлениями, расстройствами внимания, недостаточной памятью и особенно аффективными расстройствами.
В заключение можно сказать, что описанная форма умственной отсталости, сочетающаяся с аффективной напряженностью, утрированностью влечений, апрозексией, чрезмерным двигательным беспокойством и рядом других признаков должна быть выделена из общей массы состояний психического недоразвития.
- Учебно-методическое пособие
- Предисловие.
- Раздел 1 обшие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
- Глава 2 умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
- Общие и специфические закономерности психического развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.
- Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- Глава 4. Причины умственной отсталости.
- Глава 5. Степени умственной отсталости.
- Глава 6. Систематика форм умственной отсталости.
- Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.
- Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.
- Этиологические классификации.
- Этиопатогенетические классификации.
- Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
- Клинико-физиологические классификации.
- Классификация олигофрений м.С. Певзнер.
- Клинико-физиологическая классификация (д.Н. Исаев).
- Астеническая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с астенической формой умственной отсталости.
- Атоническая форма умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.
- Дисфорическая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
- Стеническая форма умственной отсталости
- Неуравновешенный вариант
- Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.
- Глава 7. Л. С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.
- Динамическая теория умственной отсталости к. Левина.
- Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1 особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью
- Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 3 особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц.
- Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью.
- Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью.
- Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью.
- Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью.
- Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью
- Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью.
- Уровни адаптации.
- Медико-генетическое консультирование.
- Методы пренатальной диагностики.
- Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков
- Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости
- Литература.
- Интернет-ресурсы.
- Содержание.