logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Клинико-физиологические классификации.

Основным критерием создания этого вида классификаций являются особенности нейродинамических сдвигов как основы клинических симптомов. Этот подход предполагает, что от характера патофизиологических механизмов зависят принципиальные отличия одних клинических форм от других. С.С. Мнухин (1948, 1961) первый в нашей стране использовал клинико-физиологический анализ. Им было сформулировано представление об астенической, стенической и атонической формах олигофрении. Д.Н. Исаев (1967, 1970) установил зависимость между формами и недоразвитием определенных структур мозга. В основу классификации положена корреляция клинических и патофизиологических данных.

Он выделяет:

Свою лепту в систематику умственной отсталости внесли психологи М.М. Семаго и Н.Я. Семаго (2001). Они отнесли умственную отсталость к группе недостаточного развития (вариант тотального недоразвития) в рамках предлагаемой ими типологии отклоняющегося развития.

Международная классификация болезней (МКБ – 10).

Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ – 10) от 1992 года. В разделе /F70 – F79/ «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики:

Одной из актуальных проблем изучения умственной отсталости в настоящее время является сопоставление клинических проявлений интеллектуального дефекта с фенотипическими особенностями ребенка, неврологическими и соматическими отклонениями, оценкой эмоционально-поведенческих особенностей, речевых и двигательных нарушений. Это позволяет дифференцировать различные формы олигофрении и выделять так называемые синдромальные формы как генетической, так и экзогенной этиологии.

Основоположником такого подхода в изучении олигофрении была М.С. Певзнер, которая впервые предложила патогенетическую классификацию олигофрении, убедительно показав соотношение этиопатогенеза и клинических проявлений интеллектуального дефекта. Под руководством М.С. Певзнер впервые в нашей стране были развернуты комплексные исследования по изучению сложных дефектов, включающих умственную отсталость, речевое недоразвитие, сенсорные и двигательные нарушения. Большое значение в работах М.С. Певзнер уделяется ранней нозологической диагностике и патогенетически обоснованной коррекции нарушений.

При изучении характера нарушений при олигофрении, задержке психического развития, ДЦП, сенсорных нарушениях М.С. Певзнер опиралась на нейрофизиологические и нейропсихологические исследования А.Р. Лурия. Это позволило ей установить в самой структуре интеллектуального дефекта закономерную зависимость, или иерархию, симптомов, а также обосновать клиническую классификацию олигофрении. В отличие от других классификаций, М.С. Певзнер наряду с клиническим описанием разных вариантов олигофрении дает дифференциальную психолого-педагогическую характеристику детей, относящихся к выделенным группам, что позволяет и учителю, и специальному психологу в повседневной работе учитывать их типологические и индивидуальные особенности.

Первый вариант классификации был опубликован в 1959 году. Основным критерием выделения форм олигофрений были особенности нейродинамики детей. Позже М.С. Певзнер увязывала формы олигофрении не только с нарушениями нейродинамики, но и с поражением некоторых областей мозга (1967 г.). В основу этой классификации положена структура интеллектуального дефекта с учетом локализации, этиопатогенеза и различных осложняющих расстройств.

По структуре клинических проявлений выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении.

Осложненные формы чаще возникают при воздействии на развивающийся мозг неблагоприятных факторов на более поздних стадиях внутриутробного развития в сочетании с повреждающим воздействии асфиксии и родовой травмы. В этих случаях интеллектуальный дефект сочетается с рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. При этом может иметь место более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например речи, отдельных видов праксиса, гнозиса. Подобная форма олигофрении имеет место у детей с церебральным параличом, а также может наблюдаться у детей с гидроцефалией.