Клинико-физиологические классификации.
Основным критерием создания этого вида классификаций являются особенности нейродинамических сдвигов как основы клинических симптомов. Этот подход предполагает, что от характера патофизиологических механизмов зависят принципиальные отличия одних клинических форм от других. С.С. Мнухин (1948, 1961) первый в нашей стране использовал клинико-физиологический анализ. Им было сформулировано представление об астенической, стенической и атонической формах олигофрении. Д.Н. Исаев (1967, 1970) установил зависимость между формами и недоразвитием определенных структур мозга. В основу классификации положена корреляция клинических и патофизиологических данных.
Он выделяет:
астеническую форму и ее варианты (дислалический, диспрактический, дисмнестический, основной, брадипсихический);
дисфорическую форму;
атоническую форму и ее варианты (аспонтанно-апатический, актизический, мориоподобный);
стеническую форму и ее варианты (уравновешенный, неуравновешенный).
Свою лепту в систематику умственной отсталости внесли психологи М.М. Семаго и Н.Я. Семаго (2001). Они отнесли умственную отсталость к группе недостаточного развития (вариант тотального недоразвития) в рамках предлагаемой ими типологии отклоняющегося развития.
Международная классификация болезней (МКБ – 10).
Приказом Министерства здравоохранения России № 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ – 10) от 1992 года. В разделе /F70 – F79/ «Умственная отсталость» рекомендуется использовать следующие рубрики:
умственная отсталость легкой степени (F-70);
умственная отсталость умеренная (F-71);
умственная отсталость тяжелая (F-72);
умственная отсталость глубокая (F-73).
Одной из актуальных проблем изучения умственной отсталости в настоящее время является сопоставление клинических проявлений интеллектуального дефекта с фенотипическими особенностями ребенка, неврологическими и соматическими отклонениями, оценкой эмоционально-поведенческих особенностей, речевых и двигательных нарушений. Это позволяет дифференцировать различные формы олигофрении и выделять так называемые синдромальные формы как генетической, так и экзогенной этиологии.
Основоположником такого подхода в изучении олигофрении была М.С. Певзнер, которая впервые предложила патогенетическую классификацию олигофрении, убедительно показав соотношение этиопатогенеза и клинических проявлений интеллектуального дефекта. Под руководством М.С. Певзнер впервые в нашей стране были развернуты комплексные исследования по изучению сложных дефектов, включающих умственную отсталость, речевое недоразвитие, сенсорные и двигательные нарушения. Большое значение в работах М.С. Певзнер уделяется ранней нозологической диагностике и патогенетически обоснованной коррекции нарушений.
При изучении характера нарушений при олигофрении, задержке психического развития, ДЦП, сенсорных нарушениях М.С. Певзнер опиралась на нейрофизиологические и нейропсихологические исследования А.Р. Лурия. Это позволило ей установить в самой структуре интеллектуального дефекта закономерную зависимость, или иерархию, симптомов, а также обосновать клиническую классификацию олигофрении. В отличие от других классификаций, М.С. Певзнер наряду с клиническим описанием разных вариантов олигофрении дает дифференциальную психолого-педагогическую характеристику детей, относящихся к выделенным группам, что позволяет и учителю, и специальному психологу в повседневной работе учитывать их типологические и индивидуальные особенности.
Первый вариант классификации был опубликован в 1959 году. Основным критерием выделения форм олигофрений были особенности нейродинамики детей. Позже М.С. Певзнер увязывала формы олигофрении не только с нарушениями нейродинамики, но и с поражением некоторых областей мозга (1967 г.). В основу этой классификации положена структура интеллектуального дефекта с учетом локализации, этиопатогенеза и различных осложняющих расстройств.
По структуре клинических проявлений выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении.
Осложненные формы чаще возникают при воздействии на развивающийся мозг неблагоприятных факторов на более поздних стадиях внутриутробного развития в сочетании с повреждающим воздействии асфиксии и родовой травмы. В этих случаях интеллектуальный дефект сочетается с рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. При этом может иметь место более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например речи, отдельных видов праксиса, гнозиса. Подобная форма олигофрении имеет место у детей с церебральным параличом, а также может наблюдаться у детей с гидроцефалией.
- Учебно-методическое пособие
- Предисловие.
- Раздел 1 обшие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
- Глава 2 умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
- Общие и специфические закономерности психического развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.
- Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- Глава 4. Причины умственной отсталости.
- Глава 5. Степени умственной отсталости.
- Глава 6. Систематика форм умственной отсталости.
- Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.
- Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.
- Этиологические классификации.
- Этиопатогенетические классификации.
- Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
- Клинико-физиологические классификации.
- Классификация олигофрений м.С. Певзнер.
- Клинико-физиологическая классификация (д.Н. Исаев).
- Астеническая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с астенической формой умственной отсталости.
- Атоническая форма умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.
- Дисфорическая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
- Стеническая форма умственной отсталости
- Неуравновешенный вариант
- Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.
- Глава 7. Л. С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.
- Динамическая теория умственной отсталости к. Левина.
- Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1 особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью
- Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 3 особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц.
- Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью.
- Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью.
- Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью.
- Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью.
- Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью
- Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью.
- Уровни адаптации.
- Медико-генетическое консультирование.
- Методы пренатальной диагностики.
- Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков
- Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости
- Литература.
- Интернет-ресурсы.
- Содержание.