logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.

Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Ф. Пинелем (1806) четырех видов идиотии, Ж.Э-Д. Эскироль (1838) стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия. Именно он сравнил идиотию с бедняком, который никогда не имел богатства, а приобретенную деменцию с состоянием постепенно разоряющегося богача. Отечественный ученый П.П. Малиновский (1847) различал врожденное и неврожденное слабоумие, подробно описал дефекты и уродства у больных с врожденным слабоумием и считал, что «врожденное слабоумие и бессмыслие никогда не излечиваются».Такой пессимистический подход долгие годы предопределял отношение клиницистов к детям с умственной отсталостью как бесперспективным в плане лечения. В новом определении Американской ассоциации специалистов по психической отсталости (1992) умственная отсталость обозначается как «значительное ограничение настоящего функционирования», при этом коэффициент интеллекта IQ имеет составляет 70 и ниже.

Наиболее распространенной классификацией является дифференциация умственной отсталости по степеням на идиотию, имбецильность, дебильность.