logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.

У детей с атонической формой умственной отсталости отмечается недостаточная логичность мышления, неспособность к самостоятельным суждениям, малый объем знаний и отсутствие инте­ресов. Несколько лучше кратковременная память, запас «формальных» знаний, которые они почти не используют в жизни. Приспособитель­ные возможности незначительны, они выражаются в некоторой житей­ской ориентировке, выполнении элементарных домашних дел, детских игр. В семье при стимуляции они проявляют себя относительно лучше, чем можно было бы ожидать по результатам исследований. Эти дети, даже владея обобщающими понятиями, практически не справляются с классификацией предметов. Обнаруживается низкий уровень абстрак­тного мышления, неразвившаяся способность к анализу и синтезу даже на конкретном материале . Память своеобразна. Первичное запоминание 5 или 10 слов удовлетворительно. Однако в последующем число воспроизводимых слов резко уменьшает­ся, и конечный результат не превышает половины предъявляемых слов. Внимание очень грубо расстроено — нарушены объем, концентрация и переключаемость. Выявляется почти полная неспособность к графиче­скому отображению зрительных восприятий и представлений. Иссле­дование моторики по методике Н. И. Озерецкого выявляет явное отста­вание двигательных способностей в среднем на пять лет.

Наряду с интеллектуальным дефектом отмечаются неспособность к психическому напряжению, колебание психического тонуса, нару­шение целенаправленной активности от аспонтанности до двигатель­ного беспокойства, отсутствие планового поведения, апрозексия, на­рушение тонкости и точности эмоциональных реакций, неустойчи­вость аффективного фона, изменение инстинктов и др.

Это клиническое своеобразие зависит от тяжести, распространен­ности, качества вредности и преимущественной локализации пораже­ния, приведшей к возникновению атонической формы. Наиболее яр­кая особенность клиники — затруднение или неспособность к психи­ческому напряжению — следствие поражения глубинных образований мозга. Психическая продуктивность многих детей неодинакова в раз­ное время, достигая временами полной аспонтанности.

Поведение детей с данной формой умственной отсталости характе­ризуется отсутствием какого-либо плана — резкое изменение актив­ности (моторное беспокойство, отсутствие психического напряжения), крайняя непоследовательность, нецелесообразность и нелепость поступков, сочетание со стереотипиями, персеверациями, импульсивным поведением.

Таким образом, при атонической форме в первую очередь поража­ются функциональные мотивационные системы.