logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Атоническая форма умственной отсталости

Общие особенности атонической формы

Данная форма характеризуется выраженными нарушениями внимания. У некоторых детей внимание не привлекается совсем. Заставить их сосредоточиться может только на­стойчивое обращение, и то лишь на короткое время. В отсутствие сти­муляции они не способны ни воспринимать, ни репродуцировать свой опыт. У других имеется болезненная подвижность внимания, любые новые раздражения их немедленно отвлекают. Они перескакивают от одного впечатления к другому, не пережив воспринятое достаточно глубоко.

Наследственная отягощенность этих больных психозами, эпилепсией и умственной отсталостью имеет место у 20%, хронический алкоголизм и психопатии —еще у 20% больных; 11% детей родились от пожилых родителей. Серьезные соматические заболе­вания матерей отмечаются в 20% случаев. Перинатальная патология отмечена почти у половины больных. Тяжелые (менингоэнцефалиты — в 25%, дизентерия — в 18%, коклюш — в 6%) или многократно повто­ряющиеся заболевания на первом году жизни наблюдаются у полови­ны детей. У10% детей в раннем возрасте в связи с различными вредно­стями была отмечена временная утрата навыков, несколько сгладив­шаяся в дальнейшем.

Психическое недоразвитие у 2/3 соответствует легкой, а у 1/3 — умеренной и тяжелой степени умственной отсталости. Только 45% де­тей могут обучаться грамоте (Исаев Д.Н.).

М. О. Гуревич (1934) и Н. И. Озерецкий (1938) описывают состоя­ния резидуально-органического генеза, при которых имеются западения одних интеллектуальных функций при сохранности других, неспо­собность к напряжению внимания, слабость сосредоточения, быстрая истощаемость, необычная отвлекаемость, замедление или ускорение течения представлений, затруднение в обучении школьным навыкам. Один из вариантов (гиперкинетический синдром) характеризуется по­стоянным двигательным возбуждением, моторной недостаточностью фронтального типа, мориоподобным поведением, недоразвитием речи и интеллекта.

Особенностями эмоциональности у них считают ка­тастрофические реакции при фрустрациях. Отмечается плохая концен­трация внимания. С. С. Мнухин (1962) у детей описывал своеоб­разные нарушения психики, считающиеся характерными для шизо­френии. Особенности клинической картины у них выражаются в рез­ком ослаблении интересов, целенаправленной активности и контак­тов с окружающими, в отсутствии прямых обращений, обильной, но лишенной содержания и цели речевой продукции, склонности к эхолалии. Дети ни на чем не фиксируют внимание, бесцельно сколь­зят отсутствующим взглядом по происходящему вокруг них, а с другой стороны — часами застревают на стереотипной возне с каким-нибудь предметом. Даже если психическое недоразвитие не глубоко, дети не связывают отдельные элементы ситуации и не стремятся сделать это.

В их клинической кар­тине на первый план наряду с умственной отсталостью выступает рез­ко выраженная неспособность к психическому напряжению, что осо­бенно проявляется в форме чрезмерной отвлекаемости, почти полной неспособности к сосредоточению, часто достигающей степени апрозексии. Больные не могут сосредоточиться на сколько-нибудь значи­тельный период времени, их объекты внимания очень быстро сменя­ют друг друга. Если в их поле зрения попадает какой-нибудь предмет, то они берут его в руки, бегло скользя по нему взглядом или, смотря в другую сторону, отвлекаются чем-либо и без сожаления расстаются с тем, что у них в руках, для того чтобы протянуть руку за другой вещью, с которой поступают также. Все-таки собеседникам удается стимули­ровать внимание многих детей, благодаря этому они оказываются спо­собными в той или иной мере осваивать учебные навыки. Половина детей под влиянием постоянных побуждений в процессе индивидуаль­ных занятий осваивает чтение, письмо, а часть из них и счетные опе­рации. Многим детям стимуляция не помогает. Для них практически любое психическое напряжение — непосильная задача. Они обычно не отвечают ни на зов, ни на обращенный к ним вопрос. И только по­вторные, настойчивые и часто более громкие оклики, а иногда и при­косновения заставляют детей как-то отреагировать. Их первоначаль­ные ответы нередко оказываются случайными, но затем большинство из них дают адекватные реакции, показывая тем самым не только по­нимание вопроса, но нередко и знание существа дела, по которому к ним обращаются. Недостаточность психического напряжения детей обнаруживается также в их низкой активности или даже полной безде­ятельности. Все же в условиях семьи часть таких детей в состоянии под наблюдением и при побуждении родителей мыть полы, приносить воду, оставаясь при этом неспособными к обучению. Поведение этих детей непоследовательное, а часто и явно нецеленаправленное, «полевое» и зависимое от случайностей ситуации.

Моторное беспокойство или незначительная суетливость нередко складываются из повторяющихся элементарных движений или дей­ствий. У 1/3 больных стереотипии занимают заметное место. Одни постоянно стригут бумагу, вертят в руках колесики, веревку, открыва­ют и закрывают водопроводный кран, двери и т. д., другие вращаются на одном месте, хлопают в ладоши, размахивают руками, а третьи — повторяют одни и те же слова или выражения. Почти половина детей часто совершает нелепые поступки. Дети гримасничают, принимают неестественные позы, собирают ненужные бумажки, не удерживаются в рамках режима, задают нелепые вопросы, сочиняют новые слова и т. д. Их нецеленаправленное, беспокойное, однообразное, а иногда и нелепое поведение, затрудняющее воспитание и обучение — помеха в освоении навыков самообслуживания. Около 20% больных не могут существовать без постоянной помощи вовсе, а 40% детей обслужива­ют себя лишь частично.

Для этих детей характерна невозможность установления с ними на­стоящего контакта. Одни не умеют, хотя и стремятся, вступить в обще­ние со сверстниками, другие — почти постоянно пребывают в одино­честве. У этих детей имеются и другие нарушения аффективно-волевой сферы. Наряду с недостаточной дифференцированностью, уплощенностью и грубостью чувств часть детей отличается недостаточной от­зывчивостью и неумением реагировать на переживания окружающих людей. Однако для большинства из них эмоции матери, бабушки, отца — достаточный стимул, вызывающий адекватные, хотя, возможно, и более примитивные чувства. В то же время их интересы к играм, развлечениям и занятиям детей недостаточно яркие и быстро угасающие. Резко сниженная способность к живым эмоциональным реакциям обнаруживается только у некоторых больных. У всех осталь­ных имеют место эмоции различной степени выраженности и боль­шей или меньшей избирательности. Аффективная жизнь более чем у половины детей сопровождается эпизодически выраженной возбуди­мостью, раздражительностью или истощаемостью.

М ногие дети в процессе своей хаотической активности тащат по­падающиеся на глаза предметы в рот, а некоторые проделывают это постоянно. У части из них наблюдается гиперсексуальность, проявля­ющаяся «эксгибиционизмом» или мастурбацией. У 25% этих детей вле­чения — расторможены, а у меньшей части — резко ослаблены.

Речевое недоразвитие наблюдается у 25% больных. Редкое пользо­вание речью из-за недостаточной активности встречается еще в 25%. Часть детей склонна к стереотипиям в речи и к эхолалиям. Бедность их психики не является препятствием к возникновению резонерства. У всех детей имеются те или иные нарушения целенаправленности, темпа, содержательности речи, а также произношения. Они очень ча­сто обладают хорошим слухом и музыкальной памятью. У'75% детей обнаруживается недоразвитие моторики. Половина детей не способна овладеть тонкими моторными навыками: самостоятельной едой, одеванием, застегиванием пуговиц, шнурованием ботинок, рисо­ванием, письмом. У части детей движения и действия значительно замед­ленны.

Описываемая форма имеет аспонтанно-апатический, акатизический и мориоподобный варианты.

Аспонтанно-апатический вариант

Аспонтанно-апатический вариант отличается особенно выражен­ным обеднением эмоций, снижением активности, резким ограниче­нием интересов.

Акатизический вариант

Акатизический вариант объединяет детей, характеризующихся не­обычной непоседливостью, суетливостью, двигательным беспокой­ством. Их постоянная активность нецеленаправленна, бессмысленна и определяется не внутренними побуждениями или мотивами, а глав­ным образом изменениями в окружающей обстановке. При почти пол­ном отсутствии сколько-нибудь выраженного аффективного «напря­жения» эта необычная подвижность вызывается многочисленными случайными внешними раздражениями..

Мориоподобный вариант

Мориоподобный вариант характеризуется нелепо эйфорическим, приподнятым фоном настроения, сочетающимся с разболтанностью, развязностью, расторможенностью, многоречивостью и дурашливым поведением.