logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Дисфорическая форма

Общие особенности дисфорической формы

М. О. Гуревич (1932) описал у детей органический синдром, харак­теризующийся сниженным настроением, плаксивостью, «приставучестью» и чрезмерной подвижностью. Он считал, что этот симптомокомплекс своим происхождением обязан поражению подкорковых узлов и среднего мозга.

Этиология дисфорической формы также отличается от того, что мы наблюдаем при других формах умственной отсталости. Если суммировать процент больных, перенесших серьезную родовую травму, тяжелые истощаю­щие болезни, менингоэнцефалиты и мозговые осложнения после вак­цинации в возрасте до года, станет ясным, что их психическая отста­лость во всех случаях связана именно с этими факторами.

Изучая в детской клинике состояния психического недоразвития, была выделена форма, характеризующаяся умственной отсталостью, нецеленаправленным поведением, грубо расстроенным вниманием и колеблющейся в своей интенсивности аффективной напряженностью. Представители этой формы неустойчивы, капризны, раздражительны, плаксивы и легковозбудимые.

В подавляющем большинстве случаев у них без видимых причин на этом фоне возникают аффективные раз­ряды, нередко сопровождающиеся разрушительными действиями и агрессией.

Уровень психического недоразвития 2/3 этих детей соответствует лег­кой степени умственной отсталости, интеллект остальных — менее развит. Из всех детей этой формы свыше 30% обучаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида. Остальные по своему психическому состоянию остаются в семье или находятся в детских домах для инвалидов.

В клинической картине у детей с этой формой отсталости преобла­дает в различной степени выраженности двигательная расторможенность: от неусидчивости, суетливости и непоседливости — до сильно­го непрекращающегося двигательного беспокойства.