logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Стеническая форма умственной отсталости

Как было уже сказано, С. С. Мнухин (1961) наряду с другими фор­мами выделял стеническую форму умственной отсталости на основе способности усвоения школьных навыков, способности овладения опе­рациями, состоящими из ряда последовательных актов, особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения, результатов исследований высшей нервной деятельности и различия этиологических факторов. Эта форма отличается сравнительно равномерным недоразвитием, а приспособление к житейской ситуации, как и овладение навыками чтения, письма и счета, зависит от уровня интеллектуальной зрелости. Основные нервные процессы относительно сильны, хотя часто недо­статочно уравновешенны и почти всегда недостаточно подвижны.

Общие клинические особенности стенической формы

Дети с этой формой отличаются сравнительно равномерным недо­развитием как интеллектуально-мнестических, так и эмоционально-волевых функций. Приспособление к семейной ситуации, школьному коллективу, социальная адаптация в целом, как и овладение навыками письма, чтения и счета, у них находятся в большей мере, чем у детей с другими формами, в зависимости от уровня их психического разви­тия. Ограниченности, бедности и уплощенности их мышления соот­ветствуют примитивность и недостаточная дифференцированность аффективной сферы. Менее изменены влечения — пищевые, оборо­нительные и другие реакции. Относительная сила этих побуждений обусловливает более целенаправленное, устойчивое и организованное поведение. Однако, несмотря на определенную мотивированность от­дельных поступков, их поведение в целом лишено творческой иници­ативы и любознательности. В посильной же для них умственной и фи­зической деятельности они проявляют вполне удовлетворительную выносливость и прилежание.

У половины детей — резкое отставание развития речи. Одни дефек­ты речи зависят от нарушения произношения, а другие — от плохой дифференцированности слухового восприятия. Их словарный запас меньше, чем у представителей астенической формы. У детей со стени­ческой формой различные успехи в учебе. Отмечаются удовлетвори­тельные пространственные и отчасти временные представления. Рас­стройства внимания менее тяжелы и обнаруживаются лишь в сравне­нии с процессами устойчивости, распределении и переключаемости внимания у здоровых детей.

У подавляющего большинства детей со стенической формой име­ются довольно грубые нарушения памяти. Они выражаются в худшем непосредственном запечатлении наглядного и словесного материала, в невозможности использовать приемы осмысленного запоминания. В процессе припоминания, при воспроизведении они не проявляют достаточной активности. Индивидов с относительно хорошей механи­ческой памятью мало — около 20%.

Наибольшую часть индивидов с этой формой отличают живые, яр­кие, достаточно сильные эмоциональные проявления. В связи с этим они стремятся к обществу сверстников, привязаны к ро­дителям в большей мере, чем представители других форм. В целом же чувства этих детей отличаются недостаточной зрелостью, недифференцированностью. У 50% из них аффективные проявления были плохо сбалансированы. Почти у половины детей преобладающий фон настро­ения добродушный и беспечный, однако наличие стойкого, ничем не омрачаемого благодушия — значительная редкость. Поведение этих индивидов в меньшей мере по сравнению с представителями других форм носит импульсивный и хаотичный характер, однако и у них прак­тически отсутствует борьба мотивов. Они почти не учитывают возмож­ные последствия своих действий. Все же, несмотря на это, их в сравне­нии с представителями других форм можно считать наиболее актив­ными, самостоятельными и трудоспособными.

Индивиды со стенической формой отличаются более выраженны­ми и стойкими побуждениями и влечениями, связанными с пищевы­ми и оборонительными инстинктами, на базе которых в значительной степени развивается целенаправленное поведение. В противоположность представителям других форм они с большим упорством пытают­ся преодолевать возникающие на их пути препятствия.

У части детей аффективные расстройства, усиленные или извращен­ные влечения резко меняют поведение. В связи с этим у них наблюда­ется психопатоподобное поведение, которое в некоторых случаях ста­новится антисоциальным. Степень же моторного недоразвития кор­релирует с психической неполноценностью.

Описываемые дети не вполне однородны по своему составу. У од­них соотношение между состоянием интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сфер таково, что трудно говорить о преобла­дающем нарушении одной из них; у других — равномерность недораз­вития скрывается за изменчивостью аффективных проявлений. В свя­зи с этим выделены два клинических варианта: уравновешенный и не­уравновешенный.

Уравновешенный вариант

К этому варианту относится несколько больше половины предста­вителей стенической формы. Он характеризуется общими особенностями данной формы.