logo
учебно-методическое пособие(Калмыкова)

Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.

Электрофизиологический метод исследования являет­ся одним из самых тонких показателей жизнедеятельно­сти тканей, так как любые, даже самые незначительные изменения органов и тканей приводят к изменению элек­трических потенциалов. Так, электрические потенциалы возникают в коже при самом легком прикосновении к ней, в глазу— при его освещении, в работающих мыш­цах — при незначительном сокращении. Известно, что среди всех тканей организма особое ме­сто занимает нервная ткань. Нервная система управляет всеми функциями организма и поэтому находится в со­стоянии непрерывной деятельности. Этим объясняется тот факт, что в отличие от всех других тканей организ­ма, в нервной ткани можно постоянно наблюдать изме­нение электрической активности.

В 1892 г. основатель русской физиологии И. М. Се­ченов обнаружил наличие непрерывных колебаний элек­трического тока в головном мозгу лягушки; в 1912 г. Правдич-Неминский установил периодические колебания электрических .потенциалов в головном мозгу собаки и, наконец, в 1923 г. бельгийский ученый Бергер впервые осуществил запись биотоков мозга у человека. Бергер вначале применил для записи электрических потенциалов мозга иглы, которые он вкалывал в кожные покровы головы. Этот способ был вскоре заменен простым прикла­дыванием к коже головы металлических пластинок, че­рез .которые и передаются электрические потенциалы, возникающие в коре головного мозга, на специальные записывающие приборы.

Такой способ отведения элек­трических потенциалов мозга, будучи простым и совер­шенно безболезненным, быстро вошел в обиход как фи­зиологических, так и медицинских исследований чело­века. Так как при различных изменениях состояния орга­низма меняются электрические потенциалы мозга, ис­следование электрических потенциалов обычно произво­дится в изолированном от. посторонних раздражителей затемненном помещении. При этом обследуемый человек усаживается в удобное кресло или укладывается на ди­ван. Все направлено на создание условий максимально­го покоя во время записи электрических потенциалов мозга. Специальными исследованиями установлено, что элек­трическая активность мозга человека в состоянии покоя характеризуется ритмическими колебаниями определен­ной частоты. Наиболее типичным для мозга человека является ритм колебаний от 8 до 13 в секунду, так на­зываемый альфа-ритм, отличающийся не только опреде­ленной частотой, но и своей правильной веретенообраз­ной формой. У большинства здоровых взрослых людей альфа-ритм преобладает во всех областях мозга и особенно хорошо выражен в его задних отделах.

Наряду с альфа-ритмом от мозга отводятся также и другие ритмы: электрических потенциалов, например бета-ритм, с частотой 18—25 колебаний в секунду. Нередко одни ритмы накладываются на другие, и получается до­вольно сложная запись, которая состоит из ряда коле­баний разной частоты, накладывающихся друг на дру­га, так называемая электроэнцефалограмма. У каждого человека имеется присущий ему тип элек­трической активности мозга. Если снять биотоки мозга у нескольких людей повторно через относительно неболь­шие промежутки времени, то окажется, что у каждого человека сохраняется своеобразный тип электрической активности мозга.

Вместе с тем при наличии индивидуальных отклоне­ний и некоторых вариантов, электрическая активность мозга здоровых людей определенного возраста несет об­щие черты. Это последнее обстоятельство имеет решаю­щее значение, так как именно благодаря наличию опре­деленной картины электрической активности мозга у здоровых людей можно по ее изменению судить о насту­пившем заболевании.

Исследование показало, что электрическая активность мозга лиц с умственной отсталостью в значительном большинстве случаев отличается от электрической активности мозга нормальных детей того же возраста. У нормальных детей электрическая активность мозга, записанная в состоянии полного покоя, характеризуется ритмом частотой около 10 колебаний в секунду (альфа-ритмом). Альфа-ритм, как правило, преобладает во всех областях коры больших полушарий у нормальных детей в возрасте от 13 лет.

У умственно отсталых детей характер электрической активности мозга существенно изменяется: альфа-ритм отсутствует, вместо него регистрируются медленные колебания, частотой 3-4 колебания в секунду, так называемые дельта-волны. Дельта-волны отличают­ся большой амплитудой и своеобразной конфигурацией, они характеризуют глубокое нарушение функционально­го состояния коры и обычно встречаются при грубых ор­ганических поражениях мозга.

Установленные различия между электрической актив­ностью мозга нормальных детей и детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позво­ляют использовать электрофизиологический метод исследования для изучения степени и характера поражения мозга при заболевании. Характер изменения электрической активности мозга отражает не только степень дефекта, но и его качественное своеобразие. Сравнение данных электроэнцефалограммы с клини­ческой картиной умственной отсталости показало, что в подавляю­щем большинстве случаев тяжесть интеллектуального нарушения соответ­ствует степени нарушения электрической активности моз­га. Метод электроэнцефалографии, кроме выявления об­щих нейродинамических нарушений, может быть исполь­зован также для обнаружения локальных очагов пораже­ния головного мозга, которые нередко имеются и у лиц с умственной отсталостью.

Однако наряду со всем описанным выше было уста­новлено, что имеется относительно небольшая часть ум­ственно отсталых детей, у которых характер биотоков мало отличается от биотоков нормальных детей и в этих случаях использование электроэнцефалограммы для уточнения диагноза бывает затруднительным. В качестве дополнительного приема, который позво­ляет бо­лее глубоко изучить функциональное состояние мозга при умственной отсталости используют раздражение мель­кающим светом. Обследуемого помещают ле­жа в изолированной комнате; перед его глазами на расстоянии 0,5 метра находился равномерно освещен­ный, отбрасываемым на него пучком света, экран. Све­товое раздражение предъявлялось в виде ритмических световых мельканий, частота которых менялась от 3 до 24 мельканий в секунду. Запись электрической активно­сти мозга производится не только в состоянии покоя, но и при применении мелькающего света разной частоты.

Исследование биотоков мозга нормальных детей при раздражении мелькающим светом показало, что нормальная кора обладает способностью под влиянием ритмического света изменять частоту электрических потенциалов. Так, например, если в состоянии, покоя частота электрических колебаний мозга равна 10 колебаниям в секунду (альфа-ритм), то под влиянием раздражения мелькающим светом частотой 14 мельканий в секунду корковый ритм менялся, а именно: вместо альфа-ритма регистрировался ритм электрических колебаний по частоте точно совпадающий с ритмом световых мельканий, т. е. 14 колебаний в секунду. Это явление, называемое перестройкой или усвоением ритма характеризует работу нормального мозга.

Известный русский физиолог Н. Е. Введенский считал, что способность нервной ткани усваивать ритм наносимых ей раздражений может характеризовать функциональное состояние этой ткани. Так, например, нормально работающий нерв или нервная клетка способны усваивать высокую частоту раздражения, при изменении же функционального состояния, вследствие утомления или наступившего заболевания, нервная ткань утрачивает способность усваивать высокие частоты раздражения, зато начинает легко усваивать низкие ритмы раздражения, а на высокие отвечает появлением ритмики низкой частоты. Исследование электрической активности мозга умст­венно отсталых детей при ритмическом световом раздражении показало, что характер усвоения ритма световых мельканий у лиц с умственной отсталостью существенно отличается от то­го, который наблюдается у нормальных детей. Даже в тех случаях, когда электроэнцефалограмма умственно от­сталого ребенка, записанная в состоянии покоя, не отли­чается от электроэнцефалограммы нормального ребенка, реакция коры мозга ребенка с интеллектуальным недоразвитием на ритмический свет су­щественно отлична от реакции нормальной коры. Если у нормального ребенка в ответ на раздражение мелькаю­щим светом высокой частоты (14—20 мельканий света в секунду) можно наблюдать четкую перестройку коркового ритма, то у большин­ства умственно отсталых детей эта перестройка, как правило, либо выражена очень плохо, либо полностью от­сутствует. Вместе с тем у большинства умственно отсталых де­тей в можно наблюдать четкое усвоение ритмов низкой частоты (3—4 мерцания в секунду), а также появление на электроэнцефалограм­ме медленных волн в ответ на раздражение световыми мерцаниями большой частоты. Все эти особенности перестройки у лиц с умственной отсталостью ука­зывают на существенные изменения функционального состояния мозга, на значительные нарушения нейродинамики, выражающиеся в склонности корковых клеток легко впадать в состояние торможения, которое выявляется на электроэнцефалограмме в виде медленных волн.

Электрофизиологический метод исследования может быть также использован для уточнения диагноза умственной отсталости в тех случаях, когда этот диагноз бывает сомни­тельным и нуждается в дополнительных подтверждениях.

Вопросы и задания.

  1. Каковы особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью

2. В чем заключается сущность эксперимента раздражения мелькающим светом?