Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
Электрофизиологический метод исследования является одним из самых тонких показателей жизнедеятельности тканей, так как любые, даже самые незначительные изменения органов и тканей приводят к изменению электрических потенциалов. Так, электрические потенциалы возникают в коже при самом легком прикосновении к ней, в глазу— при его освещении, в работающих мышцах — при незначительном сокращении. Известно, что среди всех тканей организма особое место занимает нервная ткань. Нервная система управляет всеми функциями организма и поэтому находится в состоянии непрерывной деятельности. Этим объясняется тот факт, что в отличие от всех других тканей организма, в нервной ткани можно постоянно наблюдать изменение электрической активности.
В 1892 г. основатель русской физиологии И. М. Сеченов обнаружил наличие непрерывных колебаний электрического тока в головном мозгу лягушки; в 1912 г. Правдич-Неминский установил периодические колебания электрических .потенциалов в головном мозгу собаки и, наконец, в 1923 г. бельгийский ученый Бергер впервые осуществил запись биотоков мозга у человека. Бергер вначале применил для записи электрических потенциалов мозга иглы, которые он вкалывал в кожные покровы головы. Этот способ был вскоре заменен простым прикладыванием к коже головы металлических пластинок, через .которые и передаются электрические потенциалы, возникающие в коре головного мозга, на специальные записывающие приборы.
Такой способ отведения электрических потенциалов мозга, будучи простым и совершенно безболезненным, быстро вошел в обиход как физиологических, так и медицинских исследований человека. Так как при различных изменениях состояния организма меняются электрические потенциалы мозга, исследование электрических потенциалов обычно производится в изолированном от. посторонних раздражителей затемненном помещении. При этом обследуемый человек усаживается в удобное кресло или укладывается на диван. Все направлено на создание условий максимального покоя во время записи электрических потенциалов мозга. Специальными исследованиями установлено, что электрическая активность мозга человека в состоянии покоя характеризуется ритмическими колебаниями определенной частоты. Наиболее типичным для мозга человека является ритм колебаний от 8 до 13 в секунду, так называемый альфа-ритм, отличающийся не только определенной частотой, но и своей правильной веретенообразной формой. У большинства здоровых взрослых людей альфа-ритм преобладает во всех областях мозга и особенно хорошо выражен в его задних отделах.
Наряду с альфа-ритмом от мозга отводятся также и другие ритмы: электрических потенциалов, например бета-ритм, с частотой 18—25 колебаний в секунду. Нередко одни ритмы накладываются на другие, и получается довольно сложная запись, которая состоит из ряда колебаний разной частоты, накладывающихся друг на друга, так называемая электроэнцефалограмма. У каждого человека имеется присущий ему тип электрической активности мозга. Если снять биотоки мозга у нескольких людей повторно через относительно небольшие промежутки времени, то окажется, что у каждого человека сохраняется своеобразный тип электрической активности мозга.
Вместе с тем при наличии индивидуальных отклонений и некоторых вариантов, электрическая активность мозга здоровых людей определенного возраста несет общие черты. Это последнее обстоятельство имеет решающее значение, так как именно благодаря наличию определенной картины электрической активности мозга у здоровых людей можно по ее изменению судить о наступившем заболевании.
Исследование показало, что электрическая активность мозга лиц с умственной отсталостью в значительном большинстве случаев отличается от электрической активности мозга нормальных детей того же возраста. У нормальных детей электрическая активность мозга, записанная в состоянии полного покоя, характеризуется ритмом частотой около 10 колебаний в секунду (альфа-ритмом). Альфа-ритм, как правило, преобладает во всех областях коры больших полушарий у нормальных детей в возрасте от 13 лет.
У умственно отсталых детей характер электрической активности мозга существенно изменяется: альфа-ритм отсутствует, вместо него регистрируются медленные колебания, частотой 3-4 колебания в секунду, так называемые дельта-волны. Дельта-волны отличаются большой амплитудой и своеобразной конфигурацией, они характеризуют глубокое нарушение функционального состояния коры и обычно встречаются при грубых органических поражениях мозга.
Установленные различия между электрической активностью мозга нормальных детей и детей с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяют использовать электрофизиологический метод исследования для изучения степени и характера поражения мозга при заболевании. Характер изменения электрической активности мозга отражает не только степень дефекта, но и его качественное своеобразие. Сравнение данных электроэнцефалограммы с клинической картиной умственной отсталости показало, что в подавляющем большинстве случаев тяжесть интеллектуального нарушения соответствует степени нарушения электрической активности мозга. Метод электроэнцефалографии, кроме выявления общих нейродинамических нарушений, может быть использован также для обнаружения локальных очагов поражения головного мозга, которые нередко имеются и у лиц с умственной отсталостью.
Однако наряду со всем описанным выше было установлено, что имеется относительно небольшая часть умственно отсталых детей, у которых характер биотоков мало отличается от биотоков нормальных детей и в этих случаях использование электроэнцефалограммы для уточнения диагноза бывает затруднительным. В качестве дополнительного приема, который позволяет более глубоко изучить функциональное состояние мозга при умственной отсталости используют раздражение мелькающим светом. Обследуемого помещают лежа в изолированной комнате; перед его глазами на расстоянии 0,5 метра находился равномерно освещенный, отбрасываемым на него пучком света, экран. Световое раздражение предъявлялось в виде ритмических световых мельканий, частота которых менялась от 3 до 24 мельканий в секунду. Запись электрической активности мозга производится не только в состоянии покоя, но и при применении мелькающего света разной частоты.
Исследование биотоков мозга нормальных детей при раздражении мелькающим светом показало, что нормальная кора обладает способностью под влиянием ритмического света изменять частоту электрических потенциалов. Так, например, если в состоянии, покоя частота электрических колебаний мозга равна 10 колебаниям в секунду (альфа-ритм), то под влиянием раздражения мелькающим светом частотой 14 мельканий в секунду корковый ритм менялся, а именно: вместо альфа-ритма регистрировался ритм электрических колебаний по частоте точно совпадающий с ритмом световых мельканий, т. е. 14 колебаний в секунду. Это явление, называемое перестройкой или усвоением ритма характеризует работу нормального мозга.
Известный русский физиолог Н. Е. Введенский считал, что способность нервной ткани усваивать ритм наносимых ей раздражений может характеризовать функциональное состояние этой ткани. Так, например, нормально работающий нерв или нервная клетка способны усваивать высокую частоту раздражения, при изменении же функционального состояния, вследствие утомления или наступившего заболевания, нервная ткань утрачивает способность усваивать высокие частоты раздражения, зато начинает легко усваивать низкие ритмы раздражения, а на высокие отвечает появлением ритмики низкой частоты. Исследование электрической активности мозга умственно отсталых детей при ритмическом световом раздражении показало, что характер усвоения ритма световых мельканий у лиц с умственной отсталостью существенно отличается от того, который наблюдается у нормальных детей. Даже в тех случаях, когда электроэнцефалограмма умственно отсталого ребенка, записанная в состоянии покоя, не отличается от электроэнцефалограммы нормального ребенка, реакция коры мозга ребенка с интеллектуальным недоразвитием на ритмический свет существенно отлична от реакции нормальной коры. Если у нормального ребенка в ответ на раздражение мелькающим светом высокой частоты (14—20 мельканий света в секунду) можно наблюдать четкую перестройку коркового ритма, то у большинства умственно отсталых детей эта перестройка, как правило, либо выражена очень плохо, либо полностью отсутствует. Вместе с тем у большинства умственно отсталых детей в можно наблюдать четкое усвоение ритмов низкой частоты (3—4 мерцания в секунду), а также появление на электроэнцефалограмме медленных волн в ответ на раздражение световыми мерцаниями большой частоты. Все эти особенности перестройки у лиц с умственной отсталостью указывают на существенные изменения функционального состояния мозга, на значительные нарушения нейродинамики, выражающиеся в склонности корковых клеток легко впадать в состояние торможения, которое выявляется на электроэнцефалограмме в виде медленных волн.
Электрофизиологический метод исследования может быть также использован для уточнения диагноза умственной отсталости в тех случаях, когда этот диагноз бывает сомнительным и нуждается в дополнительных подтверждениях.
Вопросы и задания.
Каковы особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью
2. В чем заключается сущность эксперимента раздражения мелькающим светом?
- Учебно-методическое пособие
- Предисловие.
- Раздел 1 обшие вопросы психологии лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Предмет и задачи психологии лиц с умственной отсталостью. История развития представлений об умственной отсталости. Определение понятия. Распространенность умственной отсталости.
- Глава 2 умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
- Общие и специфические закономерности психического развития. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.
- Глава 3. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- Глава 4. Причины умственной отсталости.
- Глава 5. Степени умственной отсталости.
- Глава 6. Систематика форм умственной отсталости.
- Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.
- Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.
- Этиологические классификации.
- Этиопатогенетические классификации.
- Классификации, созданные с целью социального и педагогического прогноза.
- Клинико-физиологические классификации.
- Классификация олигофрений м.С. Певзнер.
- Клинико-физиологическая классификация (д.Н. Исаев).
- Астеническая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с астенической формой умственной отсталости.
- Атоническая форма умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика детей с атонической формой умственной отсталости.
- Дисфорическая форма
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дисфорической формой умственной отсталости.
- Стеническая форма умственной отсталости
- Неуравновешенный вариант
- Психолого-педагогическая характеристика детей со стенической формой умственной отсталости.
- Глава 7. Л. С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.
- Динамическая теория умственной отсталости к. Левина.
- Раздел 2. Особенности высшей нервной деятельности лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1 особенности нейродинамики лиц с умственной отсталостью
- Глава 2. Особенности электрической активности мозга лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 3 особенности психофизического развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 1. Особенности двигательной сферы лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности умственно отсталых лиц.
- Глава 3. Особенности ощущений и восприятия лиц с умственной отсталостью.
- Глава 4. Особенности внимания лиц с умственной отсталостью.
- Глава 5. Особенности памяти лиц с умственной отсталостью.
- Глава 6. Особенности мышления лиц с умственной отсталостью.
- Глава 7. Особенности речевого развития лиц с умственной отсталостью
- Раздел 4. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью
- Глава 1. Особенности личностного развития лиц с умственной отсталостью.
- Глава 2. Особенности эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью.
- Раздел 5. Воспитание, обучение и социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков.
- Глава 1. Диагностика умственной отсталости. Медико-генетическое консультирование. Лечебная педагогика в воспитании лиц с умственной отсталостью.
- Уровни адаптации.
- Медико-генетическое консультирование.
- Методы пренатальной диагностики.
- Глава 2. Содержание деятельности специального психолога по абилитации умственно отсталых детей и подростков
- Глава 3. Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости
- Литература.
- Интернет-ресурсы.
- Содержание.