logo
Блинова Л

Приложение 4. Физкультурные минутки

Одна из форм двигательной активности - физкультурные минутки: небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проводить их в начальных классах и на каждом уроке, так как дети быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает.

Комплекс упражнений состоит из трех - четырех простых упражнений: сжимание и разжимание пальцев рук, наклоны, приседания, разгибание в позвоночнике с потягиванием. Время выполнении 1-3 мин. Упражнения для пальцев и кистей рук приведены на рисунках. Постепенно нужно обновлять комплекс упражнений.

Для возбудимых детей подбирают «успокаивающие» упражнения, а для заторможенных, наоборот.

Упражнения дети могут выполнять, сидя за партой и стоя.

Подбор упражнений зависит от учебного предмета.

Наиболее эффективны упражнения со словесным сопровождением.

Зайка Зайка беленький сидит. Он ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

Дети сидят на корточках. Поднимают руки к голове и поворачивают кисти рук то в одну, то в другую сторону. Хлопают в ладоши. Дети, имитируя движения, показывают, как зайка убегает.

Кони Топ-топ-топ-топ Ты скачи-несись в галоп. Пролети, конь, скоро-скоро. Через реки, через горы

Прыгают. Имитируют бег лошади. Широко разводят руки в стороны, вверх (показывают, какие горы)

У медведя У медведя во бору Грибы, я голы беру. Я тихонечко хожу И медведя не бужу. Вижу вдругмедведь сидит Но на нас не рычит!

Имитируют сбор грибом. Ходят на носочках. Прячутся, приседают.

Буратино Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, руки в стороны развел, Поклонился и пошел.

Показывают все действия. Имитируют прогулку.

В лесу Дети по лесу гуляли Землянику собирали. Слева ягодка висит, Справа прячется, молчит. Долго с вами мы гуляли И, конечно же, устали.

Поворот - наклон. Поворот - наклон.

Птички Птички в гнездышке сидят Полетать они хотят. Дружно крыльями взмахнули И тихонько упорхнули.

Показывают все действия

Учимся маршировать Мы в строю шагаем браво: Левой - правой, Левой - правой. Это-левая рука, Это - правая рука. Ох, наука нелегка. Это - левая нога. Это - правая нога. Ох, наука нелегка. Два - согнулись, разогнулись, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту сесть опять.

Показывают все действия

В классе Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова-это два, Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире, развернули на четыре, С силой их к плечам прижать - это пять, Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Показывают все действия.

Две лягушки Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Вправо, влево наклонялись И друг дружке улыбались. Все старались: мы писали И немножечко устали. Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки. Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло. «Я тетрадь свою открою И наклонно положу. А теперь прошу вниманья: Ручку я вот так держу.». Не сутулимся, не гнемся. За работу мы беремся.

Прыгают со взмахом рук вверх, вперед. Голову поворачивают влево, вправо, вверх, вниз Показывают все действия.  

Про грибы Влез опенок на пенек, Постоял один денек. На ветру качался, Низко наклонялся Тоненький претоненький. Ножка, как соломинка. А потом склонился И совсем свалился. Шел по лесу Гриша, шел, Белые грибы нашел. Раз - грибок, Два грибок. Полезайте в кузовок!

Показывают все действия.

Про зайку Скок-поскок, скок-поскок. Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет. Зайцу холодно сидеть. Нужно лапочки погреть: Лапки вверх, лапки вниз. На носочки поднимись. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли пятки. Раз, два, три, четыре, пять. Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд. Он подпрыгнул 10 раз

 

Разминка Руки на пояс поставьте вначале. Влево и вправо качните плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки, Если сумели - все в полном порядке. Мы подпрыгнем столько раз, Сколько девочек у нас. Столько сделаем хлопков, Сколько в комнате цветков Сколько лампочек у нас, Пошагаем столько раз. А присядем столько раз, Сколько мальчиков у нас. Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг-скок, прыг-скок. Прискакали на лужок. Мы сегодня рисовали. Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

 

Насос Эй, друзья, насос включаем, Воду из реки качаем. Влево - раз, вправо - два. Потекла ручьем вода. (И. п. - стойка - ноги врозь, на счет раз - наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; на счет два -И.п.; на счет три -наклон вправо, движение вверх левой рукой.)

 

Еще разминка Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон и два - наклон, Зашумел листвою клен. Руки выше-выше - С неба тучку достаем, руки ниже-ниже - Грядку дождичком польем.

 

Название

Обозначение

 

Бочонок

 

Птичка

 

Дом

 

Ворота

 

Мышь

 

Лебедь

 

Курица

 

Собака

 

Утка

 

Замок

 

Площадь

 

Лягушка

 

Стол

 

Зайчик

 

Петух

 

Кошка

 

Приложение 5 Занимательный материал

Загадки

Загадка - краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, замысловатой, заключающей в себе задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Отгадать загадку - совершить довольно сложную мыслительную операцию. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение» (К. Д. Ушинский).

При отборе загадок необходимо учитывать:

-          соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам, жизненному опыту детей;

-          полноту и конкретность характеристики;

-          доступность языка и степень сложности художественного образа;

-          тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.

Временя года, месяцы.

Ежегодно к нам приходят в гости: один - седой, другой - молодой, третий - скачет, четвертый - плачет.

(Четыре времени года: зима, весна, лето, осень)

Стоит дерево. На нем двенадцать веток. На каждой ветке тридцать листьев. У каждого листа одна сторона белая, а другая темная.

(Год, месяц, дни и ночи)

Двенадцать братьев мчат вперед, всегда вперед за годом год. Но им друг друга не догнать. Скажи, как братьев этих звать?

(Месяцы года: январь, февраль,...)

Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает?

(Зимой)

Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром.

Спать ложится солнышко раньше с каждым днем.

(Осенью/

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?

(Летом)

На сугробах ломкие льдинки-кружева. Первые проталинки, первая трава.

(Весной)

Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром.

Спать ложится солнышко раньше с каждым днем.

(Осенью/

Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над землей - пушинки?

(Зима)

Она приходит с ласкою, журчаньем вод и сказкою: волшебной палочкой махнет - в лесу подснежник расцветет.

(Весна)

Оно за весною к нам в гости идет. С собою приносит немало забот. Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоскиВелит нам обильный собрать урожай. Румяный, душистый испечь каравай.

(Лето)

Прошла по лугам, по лесам и полям. Припасы на год заготовила нам. Упрятала их в погреба, закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима».

(Осень)

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду -упадет, не вода уже, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц этот?

(Январь)

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. - То бураны к метели на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Дует теплый южный ветер. Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мокнет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц, кто узнает?

(Март)

Яростно река ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?

(Апрель)

Зеленеет даль полей, запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?

(Май)

Теплый длинный-длинный день. В полдень крохотная тень. Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос. Дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка?

(Июнь)

Жаркий, знойный южный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов. Время ягод и грибов. Дни его -вершина лета. Что, скажи, за месяц это?

(Июль)

Листья клена пожелтели. В страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи?

(Август)

Вот наступила учебы пора. С ранцами в школу спешит детвора. У первоклассников в ранце «Букварь». Как называется месяц?

(Сентябрь)

В золоте стоят леса. На лазурны небеса часто тучи набегают, скучный дождик проливают

(Октябрь)

Все мрачней лицо природы. Почернели огороды. Оголились все леса. Смолкли птичьи голоса. Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

(Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке: дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга до весны легли снега. Только месяцтот пройдет, мы встречаем новый год.

(Декабрь)

Природа и ее явления, растения, животные, птицы и насекомые

Это кто такой садовник полил вишню и крыжовник, полил сливы и цветы. Вымыл травы и листы. А как сумерки настали, нам по радио сказали, что и завтра придет поливать огород.

(Дождь)

Что за звездочка такая на пальто и на платке, вся сквозная, вырезная, а возьмешь - вода в руке?

(Снежинка)

Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло утекло.

(Снег)

Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.

(Снежинка)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

Живет - лежит, умрет - побежит.

(Снег; Лежал, лежал и в речку побежал.

(Снег)

По снегу покатите - я подрасту, на костре погреете - я пропаду.

(Снежный ком)

У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдетгвоздь упадет.

(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет веской.

(Сосулька)

Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда. Я сверкаю в лопухах, на опушках и лугах.

(Роса)

Тучка по небу гуляла, туча бусы растеряла. Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки.

(Дождь)

Не снег и не лед, а серебром уберет.

(Иней)

В тишь и безветрие нас нигде, лишь ветер подует, бежим по воде.

(Волна)

Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая?

(Вода)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой, и в густой траве прячет хвостик голубой?

(Ручей)

Не земля, не водица - кораблям не годится.

(Болото)

Между кочек и зыбей, моха и гнилушек государство журавлей, уток и лягушек.

(Болото)

Пушистая вата плывет куда-то, но чем вата ниже, тем и дождик ближе.

(Облако)

Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила.

(Гроза)

Махнула птица пером - закрыла весь мир одним крылом.

(Туча)

Блеск за блеском, треск за треском, плеск за плеском.

(Гром, молния, гроза)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет и растет.

(Дождь, земля, хлеб)

Кручу, верчу, знать никого не хочу.

(Вьюга)

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)

Есть на свете конь - всему свету не догнать.

(Ветер)

Я березу качну, я тебя подтолкну. Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

(Ветер)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка. Собаки лают -достать не могут.

(Месяц)

За домом у дорожки висит пол-лепешки.

(Месяц)

Золотое яблоко по небу катается, с утра улыбается, а улыбки лучи очень горячи.

(Солнце)

Что видно только ночью?

(Звезды)

Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир галдит, а людям на себя

(Солнце)

Голубая простыня весь свет укрывает.

(Небо)

Голубой платок. Алый колобок по платку катается, людям улыбается.

(Небо и солнце)

Угли пылают - совкам не достать. Ночью их видно, а днем не видать.

(Звезды)

Круглый-круглый, сладкий-сладкий, с полосатой кожей гладкой. А разрежь - посмотри: красный-красный он внутри.

(Арбуз)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Ее узнаешь по примете: нет деревца белей на свете.

(Береза)

Аленькая, маленькая, круглая, блестящая. С каждою неделей чернее я и слаще. В руке моей тросточка, а внутри - косточка.

(Вишня)

Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.

(Дыня)

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков.

(Горох)

Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.

Сидит она на грядке в зеленой кроватке. Сотни одежек, а все без застежек.

(Капуста)

Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка.

(Капуста)

Я красна, я кисла. На болоте я росла. Дозревала под снежком. Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Низок, да колюч. Сладок, да пахуч. Ягоду сорвешь - всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Из земли вырастаю, весь мир одеваю.

/Лен)

Любопытный красный нос по макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке зеленые пятки.

(Морковь)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей полна горница людей.

(Огурец)

Лежит меж грядок зелен и гладок.

(Огурец)

Повернулось к солнцу золотое донце.

/Подсолнух)

Золотое решето черных домиков полно. Сколько черных домиков, столько белых гномиков.

(Подсолнух)

Сверху зелена, внизу красна, в землю вросла.

(Свекла)

Стоит Антошка на одной ножке.

(Гриб)

Весной одевается, осенью раздевается.

(Лес)

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Пускай, как еж, колючая, а для ребят всех лучше я!

(Елка}

Веской веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

Зимой и летом одним цветом.

(Елка, сосна)

Стоит Аленаплаток зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

(Береза)

Расту в земле на грядке я, красна, длинна и сладка.

(Марковы

В землю - блошкой, из земли - лепешкой.

(Репа)

Кругла да гладка, откусишь - сладка. Засела на грядке крепко, а зовут ее...

(Репка/

Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

(Капуста/

И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом...

(Картошка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!»

(Картошки)

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.

(Лук)

Летом - в огороде свежие, зеленые, а зимою - в бочке желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?..

(Огурцы)

Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играютс нами в прятки.

(Огурцы)

Золотая голова велика, тяжела отдохнуть прилегла, только шея тонка.

(Тыква)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, На вид - похож на мяч.

(Арбуз)

Удивительное солнце: в этом солнце сто оконцев, из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат

(Подсолнух)

Черная макушка, желтая опушка.

(Подсолнух)

Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались оттуда бусинки-дробинки.

(Горох)

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда -треснул домик гладкий. Поскакали кто куда круглые ребятки.

(Горох)

Растет зеленый кустик. Дотронешься - укусит.

(Крапива)

Не огонь, а жжется.

(Крапива)

В огороде стоит, ничего не говорит, сам не берет и воронам не дает.

(Огородное пугало)

На малину налетели, поклевать ее хотели. Но увидели уродаи скорей из огорода! А урод стоит на палке с бородою из мочалки.

(Огородное пугало)

Я румяную матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда матрешка упадет сама в траву.

(Яблоко)

Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.

(Слива)

На сучках висят шары, посинели от жары.

(Слива)

Маленькая печка с красными угольками.

(Гранат)

Красненька матрешка, беленько сердечко.

(Малина)

Солнце жжет его макушку, хочет сделать погремушку.

(Мак)

Голова на ножке, в голове горошки.

(Мак)

Стоит дуб, полон круп. Шапочкой накрыт, гвоздиком прибит.

(Мак)

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют.

(Рябина)

Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

(Лес)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

(Березы)

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей.

(Береза)

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.

(Береза)

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки.

(Земляника)

В колыбельке подвесной летом житель спит лесной. Осень пестрая придет -на зубок он попадет.

(Орех)

В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета.

(Желудь)

На зеленом шнурочке белые звоночки.

(Ландыш)

Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

(Мох)

Звери, рыбы, насекомые

Шерстка мягонькая, да коготок остер.

(Кошка)

Часто прячется на крыше - я зову, а он не слышит. Притворяется, что спит, сам за птицами следит. Выйдет мама из сеней - он скорей бежит за ней.

(Кот)

В дупле живет да орешки грызет

(Белка)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью распевает, время считает.

(Петух)

Избушка новая - для всех столовая. Зовет обедать - крошек отведать.

(Кормушка)

Без рук, без топоренка построена избенка.

(Гнездо)

Видали вы его не раз, он скачет в двух шагах от нас. «Чик-чирик, чик-чирик». Кто к этой песне не привык?

(Воробей)

Кар! Кар! Кар! Взлечу на пень, буду каркать целый день.

(Ворона)

Все время стучит и деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.

(Дятел)

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица.

(Грач)

На шесте дворец, во дворце певец.

(Скворец)

Как-то раз на яблоне прямо предо мной яблоки румяные выросли зимой. Прыгают по веткам, весело снуют, гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее...

(Сорока)

Не зверь, не птица, а нос, как спица.

(Комар)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком -он поделится медком.

(Пчела)

Стоят домики рядком, может, с ними ты знаком? Пчелы там живут весь

год и хранят душистый мед.

(Ульи)

В воде мы живем, без воды пропадем.

(Рыбы)

Колюч, да не еж, в речке живет.

(Ерш)

Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной и стоит среди травы - уши больше головы?

(Заяц)

Бежите горушки, прижав ушки.

(Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лиса)

Кто в мороз зимой холодной бродит по лесу голодный?

(Волк)

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна.

(Медведь)

Кто на своей голове деревья носит?

(Олень)

По лесной тропе идет, гордо голову несет, а рога раскинул врозь, наш лесной красавец...

(Лось)

Водяные мастера строят все без топора: дом из хвороста и тины, настоящую плотину.

(Бобры)

Сделал дыру, вырыл нору. Солнце сияет, а он и не знает.

(Крот)

Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки.

С ветки на ветку, быстрая как мячик, прыгает-скачет рыжая циркачка. Вот на лету она шишку сорвала, и вместе с ней в дупло убежала.

(Белка)

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

По веткам скачет, да не птица. Рыжая, да не лисица.

(Белка)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом.

(Белка)

Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил, а в кусты через пенек промелькнул, как огонек?

(Белка)

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на - зиму грибы?

(Белка)

Словно елка, весь в иголках.

(Еж)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Еж)

Нос, как у свинки, да колки щетинки.

(Еж)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.

(Еж)

Иголки лежали, лежал и да под стол убежали.

(Еж)

Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья?

(Ежу)

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям кочует - коноплю ворует.

(Воробей)

Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку... ку-ку!»

(Кукушка)

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

Плотник острым долотом строит дом с одним окном.

(Дятел)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.

(Дятел)

Черный жилет, красный берет. Нос, как топор, хвост как упор.

(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее.

(Сорока)

В тесной избушке ткут холсты старушки.

(Пчелы)

Он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит.

(Паук)

Одежды не шьет, а ткань ткет.

(Паук)

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк!

(Паук)

Ниток много, а в клубок не смотаешь.

(Паутина)

Висит сито, не руками свито.

(Паутина)

Чей домишко из иголок на земле у старых елок?

(Муравейник)

На поляне возле елок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем миллион.

(Муравейник, муравьи)

Мы -лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

(Муравейник, муравьи)

Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок)

Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал. Он разостлался сам собой, лежит у речки голубой и желт, и синь, и ал!

(Луг)

Растения, цветы, природа

Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи.

(Ромашка)

Стоит в поле кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?

(Ромашка)

Белая корзинка - золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце.

(Ромашка!

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

(Одуванчик)

Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто ни прикасается, - за того цепляется. Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки.

(Репей)

Это что за потолок? То он низок, то высок, то он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - кружевной и синий-синий!

(Небо)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море.

(Река)

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Берега)

В теплую погоду нет нас нигде, а ветер подует - бежим по воде.

(Волны)

Красный брат и белый брат на посту в реке стоят.

(Бакены)

Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.

(Луна)

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, а зовут меня...

(Луной)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Постелен ковер, рассыпан горох. Ни ковра не поднять, ни гороху не собрать.

(Небо, звезды)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?

(Большая Медведица/

По небу лебедь черный рассыпал чудо - зерна. Черный белого позвал - белый зерна поклевал.

(Ночь, звезды, день)

Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом, шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?

(Зима)

Кто зимой в трубе гудит?

(Ветер)

Без рук, без ног по свету рыщет, поет да свищет.

(Ветер)

Кто без бревен через реки мосты строит?

(Пороз)

Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз)

У избы побывал - все окно разрисовал, у реки погостил - во всю реку мост мостил.

(Мороз)

Без рук рисует, без зубов кусает.

(Мороз)

Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло!

(Лед)

Рыбам зиму жить тепло: крыша - толстое стекло.

(Лед)

Бел, да не сахар, ног нет, да идет. На всех садится, никого не боится.

Вился, вился белый рой, сел на землю - стал горой.

(Снег)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.

(Снег)

С неба звезды падают, ложатся на поля. И под ними скроется черная земля. Много-много звездочек тонких, как стекло; звездочки холодные, а земле тепло!

(Снежинки)

Бежит по снегу, а следу нету.

(Поземка)

Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать ничего не хочу.

(Метель)

Белая морковка зимой растет.

(Сосулька)

Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели.

(Дерево)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?

(Лыжники)

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются.

(Лыжи)

Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры - помчались с горы.

(Санки)

Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная!

(Коньки)

Льется речка - мы лежим. Лед на речке - мы бежим.

(Коньки)

Хоть сама - и снег, и лед, а уходит - слезы льет.

(Зима)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой - улей - пчела первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Весной)

Сели детки на карниз и растут все время вниз.

(Сосульки)

Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою. Лишь солнце ее припекает - по каплям она исчезает.

(Сосулька)

Лежало одеяло мягко и бело. Солнце припекло - одеяло потекло.

(Снег)

Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал.

(Снег)

Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала.

(Река)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Бегу я, как по лесенке, по камешкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня.

(Ручеек)

На ветках - плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки.

(Почки,

Черный, проворный, кричит «кррак», червякам враг.

(Грач}

На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его...

(Скворец)

Солнце печет, липа цветет. Рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Детом)

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...

(Солнце)

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.

(Солнце)

Неизвестно, где живет, налетит - деревья гнет. Засвистит - по речке дрожь, Озорник, а не уймешь.

(Ветер)

Бежал по тропке луговой - кивали маки головой; бежал по речке голубом - речка сделалась рябой.

(Ветер)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать днем, ищем, ищем - не найдем.

(Роса)

Его просят, его ждут, а как придет - прятаться начнут. Меня ждут не дождутся, а как завидятразбегутся.

(Дождь)

Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою, наскочил на дальний лес - прохудился и исчез.

(Дождевая туча)

Живут сестра и брат: одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит.

(Молния, гром)

Раскаленная стрела дуб свалила у села.

(Молния)

На дворе переполох—с неба сыплется горох.

(Град)

Что за чудо - красота! Расписные ворота показались на пути!.. В них ни въехать, ни войти...

(Радуга)

Вот стоит просторный дом. Знаешь ты, что в доме том? - Всякий, кто в него войдет, знания приобретет.

(Школа)

Могу быть черным, красным, синим. С начинкой твердой в середине. Я с острым ножиком дружу и что хочу изображу.

(Карандаш)

Черный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом пройдет, там заметку кладет.

(Карандаш)

В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки - Что угодно для души.

(Пенал)

Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно, ты беседуй чаще с ней - станешь в много раз умней.

(Книга)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Сговорились две ноги делать дуги и круги.

(Циркуль)

Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих - вот такие это кони.

(Коньки)

Отгадай, сто я таков? Я с тобой играть готов. То качусь я, то скачу, а подбросишь - полечу.

(Мяч)

Под стеклом сижу, В одну сторону гляжу.

(Компас)

Мы летим вверх-вниз, вверх-вниз. Нравится - на нас садись.

(Качели)

Не возьмешь - она молчит. Дунешь - сразу зазвучит.

(Дудка)

Серый «байковый» зверюшка, косоглазый длинноушка. Ну-ка, кто он, угадай-ка! Догадались? Это

(Зайка)

Две новые кленовые подошвы двухметровые. На них поставил две ноги » по большим снегам беги.

(Лыжи)

Мы бьем исправно каждый час, но вы, друзья, не бейте нас.

(Часы)

Мы день не спим, мы ночь не спим и день, и ночь стучим, стучим.

(Часы)

Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Иногда рычит немножко, ты устрой ему берложку.

(Плюшевый мишки)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

(Матрешка)

Себя он раскрывает, тебя он укрывает. Только дождичек пройдетсделает наоборот.

(Зонт)

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома. Дождь идет у нас работа: топать-шлепать по болотам.

(Сапоги)

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью.

(Ботинки)

Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, а ночью к порогу.

(Ботинки!

Дали братцам теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежки

Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за горой: целый день со мной. Целый десяток верных ребяток.

(Пальцы)

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

Между двух светил я в середине один.

(Нос)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим.

(Язык)

Брат с братом через дорожку живут, а друг друга не видят.

(Глаза)

Орудия труда, транспорт, мебель, посуда, все для дома

Лишь взялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб.

(Пила)

Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.

(Дверь)

Таять может, а не лед. Не фонарь, а свет дает.

(Свеча)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

(Топор)

Инструмент бывалый - не большой, не малый. У него полно забот: он и едет, и стрижет.

(Ножницы)

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик.

(Ножницы)

Конь стальной, хвост льняной.

(Игла с ниткой)

Ныряла, ныряла и хвост потеряла.

(Иголка)

Деревянная река, деревянный катерок. А над катером струится деревянный дымок.

(Рубанок)

По деревянной речке бежит кораблик новый. Свивается в колечки дымок его сосновый.

(Рубанок)

Он всегда с гвоздями дружен, на работе людям нужен.

(Молоток)

По полю ходит, зерно молотит. Жнет, косит, хлеба не просит.

(Комбайн)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет - сень плугов тащит.

(Трактор)

Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей, ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

Накорми его бензином, на копыта лай резину, и тогда, поднявши пыль, побежит...

(Автомобиль)

Не спрашивая броду, я смело лезу в воду - на всякой глубине всегда по пояс мне.

(Корабль)

Они бывают разные, зеленые и красные. Когда по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут.

(Вагоны)

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем, а над крышею дуга. Ток по ней идет всегда.

(Трамвай)

Закручу, зажурчу, в небеса улечу.

(Самолет)

По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход. Лишь гудит машина важно, Что же это?..

(Пароход)

Полюбуйся, посмотри - полюс Северный внутри! Там сверкают снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина.

(Холодильник)

Вот так дом - одно окно. Каждый день в окне кино!

(Телевизор)

Через поле и лесок подается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там.

(Телефон)

С подругами, и сестрами она приходит к нам. Рассказы, вести новые приносит по утрам.

(Газета)

Кто меня назвать не может? Я на ежика похожа. И от пыли и от пятен охраняю ваше платье.

(Щетка)

Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез.

(Отрывной календарь)

В воде родится, а воды боится.

(Соль)

Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусна еда.

(Соль)

Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал - там и пропал.

(Сахар)

Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет? Щелка узкая на крыше - не пролезть в нее и мыши. Кто пролезет в этот дом - часа не пробудет в нем. А потом быстрее птицы в шумном городе промчится, сам не ведая, куда, через села, города, через степи, через горы, через реки и озера. А куда приедет он, знает только почтальон.

(Почтовый ящик и письмо)

Пословицы и задачи на развитие логического мышления (словесные игры)

Пословицы

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Языком не спеши, а делом не смеши.

У семи нянек дитя без глаза.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Словесные игры

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

(Я сам)

За какое местоимение спрячем букву «ц», чтобы получить название животного?

(Заяц)

К какому местоимению можно добавить существительные «беда», «корь», «сень», чтобы получить новые существительные?

(Я, якорь, ябеда, ясень)

К какому дереву надо прибавить местоимение «вы», чтобы получилось грамматическое понятие, без которого невозможно чтение?

(Буквы)

Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

(Они)

Какое число записывается тремя буквами и тремя цифрами?

(Сто - 100)

Какое число записывается семью цифрами и семью буквами?

(Миллион - 1 000 000)

Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?

(Двое)

У семи братьев по одной сестренке. Сколько всего сестер?

(Одна)

Мать с дочерью, да дочь с матерью, да бабушка с внучкой. Много ли их всех?

(Трое - бабушка, дочь, внучка)

Сидят четыре кошки, против каждой - по три кошки. Сколько всего кошек"1

(Четыре)

Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.

(Дождь, земля, пшеница)

Тройка лошадей пробежала 30 километров. Поскольку километров пробежала каждая лошадь?

(По тридцать километров)

У чего нельзя найти ни начала, ни конца.

(У кольца)

Горели шесть свечей, две погасли. Сколько осталось свечей?

(Все)

Назвать пять дней подряд, не называя числа, названия этих дней.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Как разделить пять яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзине?

(Один берет яблоко вместе с корзиной)

Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним только волк или только коза, или только капуста. Как перевез груз крестьянин? (См. с. 152).

Правила в стихах

Предлагаем вниманию учителей некоторые «правила в стихах», которые могут быть использованы в работе с учениками, поскольку способствую! лучшему усвоению изучаемых грамматических понятий, развитию интереса к русскому языку.

Алфавит

Учили в детстве мы, друзья,

Наш алфавит от А до Я...

Большая сила в буквах есть,

Когда мы можем их прочесть.

Все дело в том лишь, где и как

Поставлен в слове каждый знак.

С. Михалков. «Азбука».

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела.

Наконец, без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то умный и серьезный:

Взяться за работу никогда не поздно.

Слышим мы повсюду много разных звуков,

Но для них покуда нету знаков - букв.

Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались, прекратили драки,

Превратились в нужные, правильные знаки.

Стали всем понятными буквами печатными.

И тогда вприпрыжку

Прибежали в книжку!

Е. Измайлов. «Как появились буквы»

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

А называется ряд - алфавит.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаны красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж-

Подкатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О-

дружно вылезли в окно.

П, Р, С, Т, У, Ф, Х-

Оседлали петуха.

ц, ч, ш, щ, э, ю, я-

Вот и все они, друзья!

Пять сестренок опоздали

Вы, конечно, их узнали?

(Ё, Й, Ъ, Ы, Ь).

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б. Заходер. «Песёнка-азбука»

Что случилось? Что случилось?

С полки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладину свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло,

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась, не узнала никого.

С. Михалков. «Азбука»

Гласные туки

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты немедленно ее ставь под ударение.

Согласные звуки

Чтоб меньше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих...

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

О как ужасно и опасно нам букву Т писать напрасно!

Но всем известно, сколь прелестно

Нам Т писать, когда уместно!

Твердый и мягкий знаки

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела!

Е. Измайлов, «Буква мягкий знак»

Не чересчур ли ты добряк?

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак.

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал!

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.

Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ЯТЬ,

Тебя из азбуки изъять...

Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

Услышал этот спор, сказала буква А.

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Состав слова

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз-, рази без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Правописание слов с буквой 3

Пусть никто никогда не забудет,

Что 3 приставкой не была и не будет.

Обрати внимание

На здесь, здоровье, здание.