logo
Блинова Л

2. Для гуманизации социально-педагогической среды необходимо:

-          проанализировать собственный стиль общения с точки зрения безоценочного принятия ребенка;

-          создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия через организацию ситуаций взаимопомощи, взаимозаботы, поздравлений игр типа «Похвали товарища, одноклассников» и т.д.;

-          целенаправленно повышать привлекательность каждого ребенка через создание ситуации успеха: общей для класса радости и т.д.;

-          одобрять, обсуждать в классе любые, самые незначительные проявления доброго отношения к сверстнику;

-          обеспечить каждому ребенку компенсаторную психологическую поддержку, целесообразно придерживаться тактики ровного для всех эмоционального «поглаживания», безоценочного выделения самых лучших (учитывая повышенное для данной категории детей чувство зависти, желание монополизировать любого учителя).

В классах для детей с ЗПР необходимы добрые, терпимые, способные умело сочетать настойчивость с доброжелательным, чутким и заботливым отношением к детям педагоги, умеющие насытить атмосферу класса спокойствием, бодростью, дружелюбием, что предупредит и снимет агрессивность. Гуманизация жизненного пространства ребенка с ЗПР предполагает не столько руководство и манипулирование его поведением, сколько создание условий для реализации и раскрытия сущности человеческих взаимоотношений.

На основе трех основных критериев гуманистической психологии: безоценочного принятия человека, эмпатийного его слушания и конгруэнтного самовыражения в общении с ним (К. Роджерс) для модулирования жизненного пространства можно использовать ряд специальных упражнений, которые призваны способствовать свободному развитию таких умений — слушать и слышать собеседника; внимательно относиться к себе и окружающим; понимать и принимать внутренний мир другого человека.

В организации занятий следует придерживаться следующих правил:

-          группа учащихся не должна превышать 10-12 человек;

-          помещение, а также время проведения занятий должны способствовать эмоциональной разрядке;

-          необходима общая атмосфера доверия, дружеского расположения. дающая возможность раскрыться внутреннему миру ребенка, открыто поделиться своими проблемами, а также узнать его поближе.

Навыки общения, как продукта мыслительной деятельности, отражения общих признаков и качеств явлений действительности в организационном оформлении, могут развиваться следующими специальными упражнениями:

-          «Безоценочного принятия и эмпатийного отношения»: см. Приложения 2, 5, 6, 8 (Уроки общения);

-          «Эмпатийного слушания»: см. приложения 3,7 (Уроки общения);

-          «Искреннего самовыражения в общении»: см. приложения 1,4,9, 10 (Уроки общения).