Приложение 6 Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления
В. Осеева
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свой портфель и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его: «Это твоя бабушка?»
- Нет, - отвечал мальчик.
- Мама? - удивилась подружка. - Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!
· Старость - не радость.
· Помоги старому, сам стар будешь.
· Чужую беду руками разведу.
Л, Толстой
Мальчик стерег овей и, будто увидав волка, стал звать; «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
· Раз солгал, навек лгуном стал.
· В каждой шутке есть доля правды.
· Помощь - великое дело.
Д. Тихомиров
Идет мужик за возом по морозу и думает: «Хорошо теперь дома, в теплой хате».
Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в теплом логове».
Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Думает птица «Хорошо бы теперь сидеть в теплом гнезде»,
И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу.
· Избяным теплом далеко не уйдешь.
· Своя хатка - родная матка.
· Язык до Киева доведет.
Д. Тихомиров
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волной плеснуло на муравья, и стал он тонуть.
Голубка несла ветку. Она увидала, муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Расставил охотник сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил ему ногу.
Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
· Долг платежом красен.
· И комар лошадь свалит, коли волк пособит.
· Не великое дело — великая помощь.
Л. Толстой
Подошел ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала его кусать за ноги.
- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.
- А за то кусаю, что, пока ты хлеба не давал, я еще не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подкупить хочешь.
· Бойся не ту собаку, что лает, а ту, что хвостом виляет.
· Ласкатель - тот же злодей.
· Нельзя платить злом за добро.
Л. Толстой
Завелось в одном доме много мышей. Кот забрался в этот дом и стал ловить мышей. Увидали мыши, что дело плохо, и говорят: «Давайте, мыши, не будем больше сходить с потолка, а сюда к нам коту не добраться!»
Как перестали мыши сходить вниз, кот и задумал, как бы их перехитрить. Уцепился он одной лапой за потолок, свесился и притворился мертвым. Одна мышь выглянула на него, да и говорит: «Нет, брат! Хоть мешком сделайся, и то не подойду».
· Умер кот - мыши водят хоровод.
· Собака - обжора, а кот - сластена.
· Стреляного воробья на мякине не проведешь.
Л. Толстой
Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне».
А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?»
Только он пошел по двору, наступил на грабли; они ударили его в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»
· Век живи - век учись.
· Бездельника палка учит.
Л. Толстой
Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!»
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхались в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушечье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».
· Не было бы счастья, да несчастье помогло.
· Чужая беда учит,
· Не ропщи па судьбу, бывает и хуже.
Л. Толстой
Собака и петух пошли странствовать. Ввечеру петух уснул на дереве, а собака пристроилась у того же дерева, промеж кореньев. Как пришло время, петух запел. Лисица услыхала петуха, прибежала и стала снизу просить, чтобы он сошел к ней, будто ей хочется оказать почтенье ему за то, что у него голос хорош. Петух сказал: «Надо прежде разбудить дворника, он спит промеж кореньев. Пусть отопрет, тогда я сойду».
Лисица стала искать дворника и забрехала. Собака живо вскочила и задала лисице трепку.
· На всякого мудреца довольно простоты.
· Лисью ласку принимай с опаской.
Л. Толстой
Хотелось волку подобраться к жеребенку. Он подошел к табуну и говорит: «Что это у вас жеребенок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет».
Кобыла одна и говорит: «А ты знаешь лечить?» «Как не знать». «Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копытце больно».
Волк подошел к кобыле, и, как зашел к ней сзади, она ударила его копытом.
· Что живо, то и хитро.
· С волками жить - по-волчьи выть.
· Конь копытом сдачи дает.
К. Ушинский
Забежал Коля к соседу и увидал, что у него в доме нехорошо: дети грязны, в изорванных рубашонках, с нерасчесанными головками. Меньшие валяются по грязному полу, двое других дерутся, а старшенький лежит болен и некому за ним присмотреть. Вспомнил тут Коля, что у соседа недавно жена умерла, вспомнил и свою мать: побежал домой и крепко обнял родимую.
· При солнышке тепло, при матушке добро.
· Высидела курица утят, да и плачется с ними.
Е. Чарушин
Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть-шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок - прыг, скок – прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик да с дерева на землю.
Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку, и груздь, и сморчок, и боровик, и масляник. Только смотри не ешь красивый гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб – мухомор - отравишься.
· Что земля родит, то и в рот клади.
· Назвался груздем - полезай в кузов.
· Хорош на вид, а внутри ядовит.
Е. Чарушин
Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой: «Какая я. право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху, нет второй такой птицы на свете».
Послушал гуся журавль и говорит: «Право, ты, гусь, глупая птица. Ну можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень или летать, как орел?»
· Хвастливого с богатым не распознаешь.
· Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем много, да худо.
К. Ушинский
Сделал кузнец из куска железа два плуга. Один плуг попал к мужику, а другой - к купцу. У мужика плуг пошел сейчас же в работу, а у купца пролежал в лавке без дела целый год. Сошлись как-то оба плуга-земляка. Тот плуг; что был в лавке, увидел, что товарищ стал белый, как серебро, а сам он весь заржавел и спрашивает: «Отчего это я хуже тебя стал?» «Оттого, что я работал, а ты все время на боку лежал», - отвечал товарищ.
· На что прясть, коль готового страсть?
· Труд кормит, а лень портит.
К. Ушинский'
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться к отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец? Сила - не право!
Л. Толстой
Через речку была положена узкая дошечка. Посредине ее встретились два козлика. Один козлик говорит; «Пусти меня!» А другой говорит: «Нет, не пущу, пусти ты меня».
Началась между ними драка.
Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
· Нашла коса на камень.
· За спором дело стало.
· Ты тянешь, и он тянет: кто кого ни перетянет, а обоим падать.
Л. Толстой
Волк видит - коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей наговорит:
- Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
- Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, - ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.
· Недруг дарит - дурное мыслит.
· Тут нужны и волчий зуб, и яисий хвост.
· Своя рубашка ближе к телу.
Д Толстой
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
И осталась собака ни при чем.
· За чужим погонишься, свое потеряешь.
· Собака человеку неизменный друг.
Е, Чарушин
У Шарика шуба густая, теплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, - просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережет, злых людей да воров во двор не пускает, - за это все его любят да сытно кормят.
· Кошка на воле, а пес на цепи.
· Верно служить - так и жить не тужить.
Л. Толстой
У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара, легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку. Долг платежом красен.
Л. Толстой
Старик сажал яблони.
Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
· Дело доброе памятно
· Труд горек, а плод сладок.
И. Крылов
Чижа захлопнула злодейка-западня: бедняжка в ней и рвался, и метался; а голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль. - говорит, - средь бела дня попался! Не провели бы так меня: за это я ручаюсь смело». Ан смотришь! Тут же сам запутался в силок! И дело! Вперед чужой беде не смейся, голубок.
· Не смейся чужой беде - своя на гряде.
И. Некрасов
Сын видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно. Готовую жатву порежут серпами; снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят, колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб напекут.
· Хочешь есть каши, не сиди на печи.
· С кем живешь, у того и переймешь.
· Всех работ не переработать.
К. Ушинский
Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.
- Что ты молчишь, куманек, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? - спросила, наконец, сорока.
- Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон. - Кто так много болтает, как ты, тот, наверное, много врет.
· Болтливому веры нет.
· Язык до Киева доведет.
· Держи язык за замком.
Зайку спрашивает еж:
- Что ты, заинька, ревешь?
- Очень я перепугался, с диким зверем повстречался.
Е. Чарушин
Он зеленый, пучеглазый, Не видал таких ни разу.
· У страха глаза ветки.
· Опасенье - половина спасенья.
· Дай ему палец, а он всю руку откусит.
Л. Толстой
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.
· Завтраком сыт не будешь.
· Где ум, там и толк.
· За один раз дерева не срубишь.
И, Крылов
Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно и говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад зерну ячменному: оно не столь хоть видно, да сытно».
· Не суди о том, чего не разумеешь.
· Каждому свое.
· Хороша мука, да кухарка плоха.
К. Ушинский
Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог пол кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.
· Не корми завтраками, а сделай сегодня.
· После дела за советом не ходят.
· Всякой вещи свое место.
К. Ушинский
Без пиши человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища - хлеб. Самое необходимое, здоровое питье - чистая вода.
· Хлеб всему голова.
· Живи просто - доживешь лет до ста.
· Хлеб да вода - наша еда.
Л. Толстой
Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще только батюшке завтраки носить». /. Вперед батьки не лезь в пекло.
· На ошибках учатся.
· Нашла коса на камень.
К. Ушинский
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьет с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя».
· Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.
· Доброе дитя —родителям счастье.
· Ради милого и себя не жаль.
Л. Толстой
Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
- То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят.
· В семье не без урода.
· Все хорошо, что хорошо кончается.
· Отогрел змейку на свою шейку.
В. Одоевский
Встань поутру, не ленись!
Мылом вымойся, утрись.
Кто растрепан, не умыт,
Тот собой людей смешит...
· В чистом теле - здоровый дух.
· Черное к белому не пристанет.
К. Ушинский
Говорит мальчик отцу: «Купи мне, тятя, очки; я хочу по-твоему книг и читать».
- Хорошо, - отвечал отец, - я куплю тебе очки, только детские, - и купил мальчику азбуку.
· Грамоте учиться всегда пригодится.
· Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Л. Толстой
Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и захватил обеих. /■ Дают - бери, а бьют - беги.
· Ссора до добра не доводит.
· Худой мир лучше доброй ссоры.
К. Ушинский
Собака собаку в гости звала. «Некогда, недосуга. «Что так?» «Хозяин завтра за сеном едет: надо вперед забегать да лаять».
· Язык почесать - лучше нас не сыскать.
· Собака лает - ветер носит.
· Умный товарищ - половина дороги.
К. Ушинский
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
· Волков бояться - в лес не ходить.
· Смелость города берет.
· Смелы речи, а хвост овечий.
Л. Толстой
Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал: «Непонятна!» Ему дали другую. Он сказал: «Скучно».
· Скучен день до вечера, коли делать нечего.
· Смотрит в книгу, а видит фигу.
· Век живи - век учись.
Эзоп
Слышит лев кваканье лягушки и думает: «Большой, должно быть, зверь кричит». Выскочила лягушка из болота, и лев нечаянно наступил на нее. /. Нет худа без добра.
· Сверху ясно, внутри грязно.
· Много шума из ничего.
Эзоп
Гуси и журавли паслись вместе на лугу. Вдали показались охотники. Легкие журавли снялись и улетели, а тяжелые гуси остались и были перебиты.
· Охота пуще неволи.
· Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Приложение 7 Уроки общения в начальной школе
Занятие № 1
Цель: ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.
Упражнение I. «Давайте познакомимся и. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на нескольких уроках.
Первый «секрет» общения - называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
Упражнение 2. «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе местоэто их «станция». Один из участников - «паровозик». Его задание - обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, руководитель может спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение дает возможность определить выборы ребят.
Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель знаком и I с правилами общения между собой.
Упражнение 3. «Лица». Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:
- веселое лицо;
- хитрое лицо;
- плачущее лицо;
- удивленное лицо;
- хмурое лицо;
- испуганное лицо.
Предлагается определить, что выражают эти лица. Преподаватель объясняет, что выражение лица называется «мимика» (слово проговаривается хором, записывается на доске).
Упражнение 4. «Маски». Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску».
Упражнение 5. «Жесты». Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помощью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машет. попросить разрешения на уроке, поздороваться, попрощаться и т. д.)
Упражнение 6. «Иностранец», Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т. д.
Упражнение 7. «Эти разные слова». Преподаватель говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т.д.
Упражнение 8. «Тише, Танечка, не плачь», Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка должна с помощью мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди должны выразить ей свое сочувствие.
В конце урока еще раз повторите способы общения (мимика, жесты, речь). Закрепляется новое .понятие «мимика» и повторяется первый «секрет» общения.
Ритуал прощания будет повторяться в конце каждого урока. С помощью жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым. Передают цветы, книгу, солнце и т. д. и обязательно выясняют, понял ли ребенок, что ему подарили или передали.
Домашнее задание. Рисунок на тему «Подарок другу».
- Предисловие
- Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Зпр конституционального происхождения
- Зпр соматогенного происхождения
- Зпр психогенного происхождения
- Зпр церебрально-органического происхождения
- Особенности мышления
- Методики по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор
- Особенности памяти и внимания
- Методика а.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
- Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию
- Методика по определению концентрации и распределения внимания
- Обследование навыков звукового анализа слова
- Обследование активного словаря
- Исследование грамматического строя речи
- 8. Исследование словообразования:
- Рекомендации по коррекцией ной работе устной речи
- Особенности моторики
- Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики
- Учебная мотивация
- Анкета по оценке уровня школьной мотивации
- Эмоциональная сфера
- Межличностные отношения
- 1. Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо:
- 2. Для гуманизации социально-педагогической среды необходимо:
- Особенности поведения
- Приложение 2. Психолого-педагогическая карта учащегося с задержкой психического развития
- Приложение 3. Основные требования к анализу урока
- Приложение 4. Физкультурные минутки
- 3 Нельзя в них отделить,
- Приложение 6 Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления
- Занятие № 2
- Занятие № 3
- Занятие № 4
- Занятие № 5
- Занятие № 6
- Занятие № 7
- Занятие № 8
- Занятие № 9