logo
Блинова Л

Приложение 6 Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления

В. Осеева

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-          Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свой портфель и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его: «Это твоя бабушка?»

-          Нет, - отвечал мальчик.

-          Мама? - удивилась подружка. - Нет!

-          Ну, тетя? Или знакомая?

-          Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!

·           Старость - не радость.

·           Помоги старому, сам стар будешь.

·           Чужую беду руками разведу.

Л, Толстой

Мальчик стерег овей и, будто увидав волка, стал звать; «Помогите, волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

·           Раз солгал, навек лгуном стал.

·           В каждой шутке есть доля правды.

·           Помощь - великое дело.

Д. Тихомиров

Идет мужик за возом по морозу и думает: «Хорошо теперь дома, в теплой хате».

Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в теплом логове».

Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Думает птица «Хорошо бы теперь сидеть в теплом гнезде»,

И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу.

·           Избяным теплом далеко не уйдешь.

·           Своя хатка - родная матка.

·           Язык до Киева доведет.

Д. Тихомиров

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волной плеснуло на муравья, и стал он тонуть.

Голубка несла ветку. Она увидала, муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Расставил охотник сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил ему ногу.

Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

·           Долг платежом красен.

·           И комар лошадь свалит, коли волк пособит.

·           Не великое дело — великая помощь.

Л. Толстой

Подошел ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала его кусать за ноги.

-          За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.

-          А за то кусаю, что, пока ты хлеба не давал, я еще не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подкупить хочешь.

·           Бойся не ту собаку, что лает, а ту, что хвостом виляет.

·           Ласкатель - тот же злодей.

·           Нельзя платить злом за добро.

Л. Толстой

Завелось в одном доме много мышей. Кот забрался в этот дом и стал ловить мышей. Увидали мыши, что дело плохо, и говорят: «Давайте, мыши, не будем больше сходить с потолка, а сюда к нам коту не добраться!»

Как перестали мыши сходить вниз, кот и задумал, как бы их перехитрить. Уцепился он одной лапой за потолок, свесился и притворился мертвым. Одна мышь выглянула на него, да и говорит: «Нет, брат! Хоть мешком сделайся, и то не подойду».

·           Умер кот - мыши водят хоровод.

·           Собака - обжора, а кот - сластена.

·           Стреляного воробья на мякине не проведешь.

Л. Толстой

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдем, пособи мне».

А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?»

Только он пошел по двору, наступил на грабли; они ударили его в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»

·           Век живи - век учись.

·           Бездельника палка учит.

Л. Толстой

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!»

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхались в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушечье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».

·           Не было бы счастья, да несчастье помогло.

·           Чужая беда учит,

·           Не ропщи па судьбу, бывает и хуже.

Л. Толстой

Собака и петух пошли странствовать. Ввечеру петух уснул на дереве, а собака пристроилась у того же дерева, промеж кореньев. Как пришло время, петух запел. Лисица услыхала петуха, прибежала и стала снизу просить, чтобы он сошел к ней, будто ей хочется оказать почтенье ему за то, что у него голос хорош. Петух сказал: «Надо прежде разбудить дворника, он спит промеж кореньев. Пусть отопрет, тогда я сойду».

Лисица стала искать дворника и забрехала. Собака живо вскочила и задала лисице трепку.

·           На всякого мудреца довольно простоты.

·           Лисью ласку принимай с опаской.

Л. Толстой

Хотелось волку подобраться к жеребенку. Он подошел к табуну и говорит: «Что это у вас жеребенок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет».

Кобыла одна и говорит: «А ты знаешь лечить?» «Как не знать». «Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копытце больно».

Волк подошел к кобыле, и, как зашел к ней сзади, она ударила его копытом.

·           Что живо, то и хитро.

·           С волками жить - по-волчьи выть.

·           Конь копытом сдачи дает.

К. Ушинский

Забежал Коля к соседу и увидал, что у него в доме нехорошо: дети грязны, в изорванных рубашонках, с нерасчесанными головками. Меньшие валяются по грязному полу, двое других дерутся, а старшенький лежит болен и некому за ним присмотреть. Вспомнил тут Коля, что у соседа недавно жена умерла, вспомнил и свою мать: побежал домой и крепко обнял родимую.

·           При солнышке тепло, при матушке добро.

·           Высидела курица утят, да и плачется с ними.

Е. Чарушин

Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть-шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок - прыг, скок – прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик да с дерева на землю.

Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку, и груздь, и сморчок, и боровик, и масляник. Только смотри не ешь красивый гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб – мухомор - отравишься.

·           Что земля родит, то и в рот клади.

·           Назвался груздем - полезай в кузов.

·           Хорош на вид, а внутри ядовит.

Е. Чарушин

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой: «Какая я. право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху, нет второй такой птицы на свете».

Послушал гуся журавль и говорит: «Право, ты, гусь, глупая птица. Ну можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень или летать, как орел?»

·           Хвастливого с богатым не распознаешь.

·           Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем много, да худо.

К. Ушинский

Сделал кузнец из куска железа два плуга. Один плуг попал к мужику, а другой - к купцу. У мужика плуг пошел сейчас же в работу, а у купца пролежал в лавке без дела целый год. Сошлись как-то оба плуга-земляка. Тот плуг; что был в лавке, увидел, что товарищ стал белый, как серебро, а сам он весь заржавел и спрашивает: «Отчего это я хуже тебя стал?» «Оттого, что я работал, а ты все время на боку лежал», - отвечал товарищ.

·           На что прясть, коль готового страсть?

·           Труд кормит, а лень портит.

К. Ушинский'

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться к отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец? Сила - не право!

Л. Толстой

Через речку была положена узкая дошечка. Посредине ее встретились два козлика. Один козлик говорит; «Пусти меня!» А другой говорит: «Нет, не пущу, пусти ты меня».

Началась между ними драка.

Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

·           Нашла коса на камень.

·           За спором дело стало.

·           Ты тянешь, и он тянет: кто кого ни перетянет, а обоим падать.

Л. Толстой

Волк видит - коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей наговорит:

-          Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

А коза и говорит:

-          Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, - ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

·           Недруг дарит - дурное мыслит.

·           Тут нужны и волчий зуб, и яисий хвост.

·           Своя рубашка ближе к телу.

Д Толстой

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

·           За чужим погонишься, свое потеряешь.

·           Собака человеку неизменный друг.

Е, Чарушин

У Шарика шуба густая, теплая, - он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, - просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережет, злых людей да воров во двор не пускает, - за это все его любят да сытно кормят.

·           Кошка на воле, а пес на цепи.

·           Верно служить - так и жить не тужить.

Л. Толстой

У бабки была внучка: прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара, легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку. Долг платежом красен.

Л. Толстой

Старик сажал яблони.

Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

·           Дело доброе памятно

·           Труд горек, а плод сладок.

И. Крылов

Чижа захлопнула злодейка-западня: бедняжка в ней и рвался, и метался; а голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль. - говорит, - средь бела дня попался! Не провели бы так меня: за это я ручаюсь смело». Ан смотришь! Тут же сам запутался в силок! И дело! Вперед чужой беде не смейся, голубок.

·           Не смейся чужой беде - своя на гряде.

И. Некрасов

Сын видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно. Готовую жатву порежут серпами; снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят, колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб напекут.

·           Хочешь есть каши, не сиди на печи.

·           С кем живешь, у того и переймешь.

·           Всех работ не переработать.

К. Ушинский

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

-          Что ты молчишь, куманек, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? - спросила, наконец, сорока.

-          Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон. - Кто так много болтает, как ты, тот, наверное, много врет.

·           Болтливому веры нет.

·           Язык до Киева доведет.

·           Держи язык за замком.

Зайку спрашивает еж:

-          Что ты, заинька, ревешь?

-          Очень я перепугался, с диким зверем повстречался.

Е. Чарушин

Он зеленый, пучеглазый, Не видал таких ни разу.

·           У страха глаза ветки.

·           Опасенье - половина спасенья.

·           Дай ему палец, а он всю руку откусит.

Л. Толстой

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

·           Завтраком сыт не будешь.

·           Где ум, там и толк.

·           За один раз дерева не срубишь.

И, Крылов

Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно и говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад зерну ячменному: оно не столь хоть видно, да сытно».

·           Не суди о том, чего не разумеешь.

·           Каждому свое.

·           Хороша мука, да кухарка плоха.

К. Ушинский

Сережа, как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог пол кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится... и опоздает в класс.

·           Не корми завтраками, а сделай сегодня.

·           После дела за советом не ходят.

·           Всякой вещи свое место.

К. Ушинский

Без пиши человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища - хлеб. Самое необходимое, здоровое питье - чистая вода.

·           Хлеб всему голова.

·           Живи просто - доживешь лет до ста.

·           Хлеб да вода - наша еда.

Л. Толстой

Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидала и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще только батюшке завтраки носить». /. Вперед батьки не лезь в пекло.

·           На ошибках учатся.

·           Нашла коса на камень.

К. Ушинский

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьет с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя».

·           Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

·           Доброе дитя —родителям счастье.

·           Ради милого и себя не жаль.

Л. Толстой

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:

-          То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят.

·           В семье не без урода.

·           Все хорошо, что хорошо кончается.

·           Отогрел змейку на свою шейку.

В. Одоевский

Встань поутру, не ленись!

Мылом вымойся, утрись.

Кто растрепан, не умыт,

Тот собой людей смешит...

·           В чистом теле - здоровый дух.

·           Черное к белому не пристанет.

К. Ушинский

Говорит мальчик отцу: «Купи мне, тятя, очки; я хочу по-твоему книг и читать».

-          Хорошо, - отвечал отец, - я куплю тебе очки, только детские, - и купил мальчику азбуку.

·           Грамоте учиться всегда пригодится.

·           Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Л. Толстой

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и захватил обеих. /■ Дают - бери, а бьют - беги.

·           Ссора до добра не доводит.

·           Худой мир лучше доброй ссоры.

К. Ушинский

Собака собаку в гости звала. «Некогда, недосуга. «Что так?» «Хозяин завтра за сеном едет: надо вперед забегать да лаять».

·           Язык почесать - лучше нас не сыскать.

·           Собака лает - ветер носит.

·           Умный товарищ - половина дороги.

К. Ушинский

-          Собака, что лаешь?

-          Волков пугаю.

-          Собака, что хвост поджала?

-          Волков боюсь.

·           Волков бояться - в лес не ходить.

·           Смелость города берет.

·           Смелы речи, а хвост овечий.

Л. Толстой

Один ученик просил книгу; ему дали. Он сказал: «Непонятна!» Ему дали другую. Он сказал: «Скучно».

·           Скучен день до вечера, коли делать нечего.

·           Смотрит в книгу, а видит фигу.

·           Век живи - век учись.

Эзоп

Слышит лев кваканье лягушки и думает: «Большой, должно быть, зверь кричит». Выскочила лягушка из болота, и лев нечаянно наступил на нее. /. Нет худа без добра.

·           Сверху ясно, внутри грязно.

·           Много шума из ничего.

Эзоп

Гуси и журавли паслись вместе на лугу. Вдали показались охотники. Легкие журавли снялись и улетели, а тяжелые гуси остались и были перебиты.

·           Охота пуще неволи.

·           Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Приложение 7 Уроки общения в начальной школе

Занятие № 1

Цель: ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Упражнение I. «Давайте познакомимся и. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на нескольких уроках.

Первый «секрет» общения - называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

Упражнение 2. «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе местоэто их «станция». Один из участников - «паровозик». Его задание - обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, руководитель может спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение дает возможность определить выборы ребят.

Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель знаком и I с правилами общения между собой.

Упражнение 3. «Лица». Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:

-          веселое лицо;

-          хитрое лицо;

-          плачущее лицо;

-          удивленное лицо;

-          хмурое лицо;

-          испуганное лицо.

Предлагается определить, что выражают эти лица. Преподаватель объясняет, что выражение лица называется «мимика» (слово проговаривается хором, записывается на доске).

Упражнение 4. «Маски». Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску».

Упражнение 5. «Жесты». Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помощью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машет. попросить разрешения на уроке, поздороваться, попрощаться и т. д.)

Упражнение 6. «Иностранец», Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т. д.

Упражнение 7. «Эти разные слова». Преподаватель говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т.д.

Упражнение 8. «Тише, Танечка, не плачь», Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка должна с помощью мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди должны выразить ей свое сочувствие.

В конце урока еще раз повторите способы общения (мимика, жесты, речь). Закрепляется новое .понятие «мимика» и повторяется первый «секрет» общения.

Ритуал прощания будет повторяться в конце каждого урока. С помощью жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым. Передают цветы, книгу, солнце и т. д. и обязательно выясняют, понял ли ребенок, что ему подарили или передали.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Подарок другу».