3 Нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
,.десь, ..доровье, ..дание-
Нет в них содержания.
Заглавная буква
Сказала И сестре родной:
Вот ты, сестра, соседка. Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко. Ну, редко - это не беда.
Иные буквы - никогда! И много их?
- Да целых три: Сестра и с ней два брата.
Зовут их так...
-Не говори... Скажите вы, ребята!
(Ъ - ер, Ь - ерь, Ы - еры - так называли эти буквы раньше.).
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему, за какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слово не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо,
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк,
В букве большой - уважения знак.
Е. Измайлов
Слова-логогрифы
Не давали буквам дела.
Им безделье надоело.
Надоело им скучать - и пошли озорничать...
К в карман к монтеру - прыг!
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
Букву Д на дне пруда увидали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.
Не жалел дошкольник Петя,
Что однажды от него
Убежали на рассвете
Буква Д и буква О.
Петя ходит в первый класс.
Школьник в доме есть у нас!
А. Шибаев. «Озорные буквы»
Сложные слова
Соединительных из гласных только две: Ты их запомни. Это О и Е.
Слова антонимы и синонимы
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат - не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не очень низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сказать не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
Д. Родари. «Тараторка»
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их: «Вы откуда Появились, молодцы?»
Отвечал» мне слова:
«Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Устаревшие слова
Слова, когда-то важные, теперь глядят с тоской:
Они в тома бумажные, в свои дома бумажные уходят на покой..
Ненужные слова уходят на покой.
А нужные слова остались под рукой.
Они всегда нужны, они всегда важны
И нету им замены и смены никакой.
Имя прилагательное
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Есть слова на свете нужные и разные,
С ними при ответе ярче речь у каждого.
Признак предметов назову я важные.
Союзы
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Р. Киплинг
Я спрятала кукол, играть не хочу.
Мне некогда очень - я буквы учу.
Из них я сама составляю слова.
Сама прочитала: дрова и трава.
Дрова на дворе, а трава на лугу.
Теперь, как большая, читать я могу.
С. Маршак
Занимательные упражнения по русскому языку создают у школьников уверенность, что грамматика - не свод правил, а увлекательная наука о законах русского языка. Кроме того, на основе занимательного материала легче закрепляются знания учащихся. Использование разнообразных заданий способствует развитию активности и заинтересованности учащихся на каждом уроке, обогащению словаря и развитию их речи.
- Предисловие
- Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Зпр конституционального происхождения
- Зпр соматогенного происхождения
- Зпр психогенного происхождения
- Зпр церебрально-органического происхождения
- Особенности мышления
- Методики по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор
- Особенности памяти и внимания
- Методика а.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
- Методика Джекобсона по определению способности к запоминанию
- Методика по определению концентрации и распределения внимания
- Обследование навыков звукового анализа слова
- Обследование активного словаря
- Исследование грамматического строя речи
- 8. Исследование словообразования:
- Рекомендации по коррекцией ной работе устной речи
- Особенности моторики
- Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики
- Учебная мотивация
- Анкета по оценке уровня школьной мотивации
- Эмоциональная сфера
- Межличностные отношения
- 1. Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо:
- 2. Для гуманизации социально-педагогической среды необходимо:
- Особенности поведения
- Приложение 2. Психолого-педагогическая карта учащегося с задержкой психического развития
- Приложение 3. Основные требования к анализу урока
- Приложение 4. Физкультурные минутки
- 3 Нельзя в них отделить,
- Приложение 6 Дидактический материал по отработке навыков чтения и развития логического мышления
- Занятие № 2
- Занятие № 3
- Занятие № 4
- Занятие № 5
- Занятие № 6
- Занятие № 7
- Занятие № 8
- Занятие № 9