logo
Шпоры по методике биологии

25. История методики преподавания биологии.

XVIII век ЕкатеринаII -народные уч-ща (нужда в грамотных людях). Здесь впервые пре­подавалось есте­ствознание. Уч-к составил Зуев. В 1786 г напечатан уч-к без фамилии «Начертание естественной истории, изданное для народных уч-щ Российской империи». В уч-ке Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания: ископаемое цар-во, прозябаемое царство (ботаника), животное царство. Здесь впервые различие ме­жду наукой и предметом. Издал атлас «Фигуры по естественной истории» (таблицы). XIX. Народные уч-ся преобразуются в гимназии. Уч-я семинария преобразована в Педа-й инс-т. Здесь приемник Зуева - Теряев. Он усвоил только применение наглядности. В био­логической науке царствует систематика - труды Линнея. В 1809 г. уч-к Зуева заменен уч-м Теряева «Начальные основания Ботанической философии, изданные главным Прав­лением Училищ для употребления в Гимназиях Российской импе-

рии» (сводка ботанических терминов). Позже - уч-к «Три ботаники» написанный уч-м словесности и греческого языка Мартыновым. Эти уч-ки методически непродуманны и трудны. В 1812 г. страх перед революцией, что вызвало отрицательное отношение к пре­подаванию естествознания. НиколайI в 1828 г исключил естествознание. 1846г. уч-к Жемчужина, где впервые синтетически излагается анатомия и физиология чел-ка. Вновь вводится в 1848, но не во все учреждения, а только в кадетские корпуса, где учились дети дворян. Учебник написал Даль (1849г.). В нач. 60-х - развитие науки и техники. Бекетов (индуктивный метод, проблемное обучение). Первая методика была написана в 40-е 17 в. Августом Любе. Обращал внимание: познание разнообразия растительных форм; позна­ние единства, лежащего в основе этого разнообразия, познание жизни растений, позна­ние веществ. сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Это было очень прогрессивно для того времени. 1852 - в гимназиях. В гимназиях вводится обшир­ная программа, но методически необоснованная. Недопустимый разрыв в три года между изучением животных и чел-ка. Таким образом более полстолетия МПБ испытывала за­стой. Исключение хорошее преподавание в военно-учебных заведениях. Бекетов устано­вил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности уч-ся необходимо приучать планомерно. Бекетов поставил существенные задачи методики: воспитание са­мо­стоятельного мышления, ру­ководство с/р, развивающими наблюдательность, своеоб­разие шк-го предмета. Привержен-цы Любена издают уч-к бо­таники (Раевский, 1865), зоо­логии (Михайлов,1862). В уч-ке Сент-Илера по зоологии попытка решения самостоя­тельных внеурочных работ. Герт —научность методики. В 60-е годы методическое и на­учное решение проблемы. Рулье - объединение и объяснение фактов. Необ­ходимость изучение связей особенностей орг-ма с окруж-й средой. Уч-к Рулье -Богданов - уч-к «Зоология и зоологическая хрестоматия». XX в 1904 г. в Лесном ком­мерческом уч-ще под руко­водством Никонова первое «Общество молодых натура­листов». В уч-м плане на ес­тествознание в муже. Гим. -6ч., в жен. - 10, в реальных уч-х и корпусах - 15, а в ча­ст­ных коммер-х - 19-28. Райков - опытно-исследовательский метод. В 1902г. в гимназиях введена программа природоведения, составленная Кайгоровым. В 1901 году Половцев «зачем учить биологию?»: понимание явлений внешнего мира, понимание отправлений соб­ственного организма, разви­тие органов чувств, развитие мышления, расширение кру­гозора. Половцев создал пер­вый курс методики препода­вания естес-я. В первые в 1904г. читался в Петербур-ском университете. Половцев разрабатывал биологический метод. В 1917г. в большин­стве шк. преобладала после­довательность курсов: нежи­вая природа, бо­таника и зоо­логия. От Октяб-й револю­ции до 1931г. Главная задача воспитание материа­листиче­ского, антирелигиозного ми­ровоззрения, образование и воспитание в труде, воспита­ние самостоятельности пре-обретение зн-й. Организо­ванны экскурсионные стан­ции. Натали в Москве био- станции.