logo
Шпоры по методике биологии

18. Отбор и сочетание методов обучения в биологии.

Существуют различные классификации методов об-я. По Верзилину: 1) словесные 2) на­глядные 3) практические. Словесный метод: рассказ – образное, живое, эмоциональное и послед. излож. приимущ. фактического материала в повествовательной или описатель­ной форме; объяснение – применяется в тех случаях, когда рассказ учителя и даже по­каз, не могут обеспечить ясное понимание, когда необходимо доказать правильность ка­ких-либо положений и объяснить их; беседа – вопросно-ответный метод. Может быть вводная, обобщающая, заключительная; лекция – школьная отличается от вузовской, она не продолжительна – 20 мин., прерывается другими методами, чаще используется в старших классах. Наглядные: демонстрация – показ объектов или явлений, сопровожда­ется словом учителя, на основе проводится обобщение и делаются выводы (демонстр.: табл., объекты, приборы); наблюдение – активная форма чувственного познания, ис­польз., для того чтобы подготовить уч. к выводам. Практические – связаны с самостоя­тельной работой учащихся, они используют пособия, объекты и работают с ними само­стоятельно. Их использование зависит от сод-я материала и из-за этого идет доминиро­вание какого - либо метода. Пример, при изучении анато-морфологии нужно использо­вать практич. методы (натур объекты). А словесные и наглядные методы использовать для закрепления материала и для проверки правильности его усвоения. При формирова­нии физиологических понятия целесообразно использовать наглядные методы (опыты, фильмы) и уч-ль с помощью слов направляет мысли уч-ся на усвоение мат-ла. При фор­мировании экологических понятия доминируют словесные методы, а подкрепляются они наглядными методами. Отбор методов зависит от сод-я мат-ла, особенностей класса.