logo
Шпоры по методике биологии

15. Теория, развития биолог. Понятий и ее основные положения.

Биология, как и любая наука, состоит из системы понятий (существенные признаки предмета, его связи и взаимоотношения). Это мысленная модель реальности. (Райков 48г., Ягодовский 51г., 56г. - теория ). Положения теории понятий: 1. для того чтобы спо­собс. образован. сознательных и прочных знаний, необх. правильно организовать мысли­тельную работу учащ-ся во всем поц. обуч.; 2. правильные, осознан., прчные понятия возник. в результ. целенапр. воздейств. всей сист. преподавания; 3. осущ. систему обуч. учи-ль обязан систе-ки и план-но рук-ть разв-ем понятий учащихся. Понятия бывают: а) теоретические, которые могут переходить в теорию (клетка®клеточная теория), б) эм­пирические (их больше и они формируются через несколько этапов): 1. познается объект или явление (ощущения), 2. ощущения®восприятия (формир. обобщения), 3. обобщаю­щее восприятие и представление (представление неполное, а отражает некоторые сто­роны), 4. обобщающее представления понятия (понятие развив на всех темах). Понятия бывают: а) локальные (в течении 1 ур-ка. (пикировка)), б) специальные (зоологич., бота­нич., физиолог.), в) общебиологические (развив. на всем протяжении курса: клетка (взаи­мосв. стр-я и функций)). Пример: клетка (сначала - это цитоплазма + мем., далее растит. кл-ка форма + функции, животная кл-ка, в анатомии ф-ции живой кл-ки, цитология (функ-ции органелл)®клеточная теория. Принципы теории развития биол. Понятий: 1)любой учебный предмет состоит из системы понятий, 2) При формир. биолог. понятий уч-ль должен организовать мыслит. деят-ть. 3) уч-ль должен организовать различные виды учебной деят-ти, 4) В ходе об-я необходимо систематически планомерно руково­дить деят-ю уч-ся по формированию и развитию понятий.