logo
Госы ППО

15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.

Постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени тех или иных его свойств. Задача изучения темперамента – не только описание типов, но и свойств темперамента и нахождение соотношения этих свойств с физиологическими процессами. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у К. Юнга и Г. Айзенка (1960) это экстраверсия – интроверсия, у В.Д. Небылицына (1976) – общая активность и эмоциональность. Единой концепции темперамента и его типов ученым создать так и не удалось.

К.Г. Юнг - приверженность определенному стилю поведения, определенному набору «функций» является харак­терным свойством каждого человека и ложится в основу типо­логии. Таким образом, Юнг ввел понятие «функциональный» или «психологический тип».

Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

Мыслительный, эмоциональный, интуитив­ный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных в зависимости от экстраверсии либо интроверсии.

Экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовые продолжить общение или поддержать беседу, в то вре­мя как интроверту после определенного периода интенсивного общения с окружающими необходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора методики, «подзарядить батареи». Экстравертов в общей попу­ляции США около 75 из 100, интровертов — 25.

Среди юнговских понятий интроверсия и экстраверсия получили наиболее широкое распространение. Энергия интровертов более естественно направляется к их внутреннему миру, энергия экстравертов – к внешнему. Никто не является чистым интровертом или экстравертом. Общие зависящие от установки типы различаются своей своеобразной установкой по отношению к объекту.

Интровертированный относится к объекту абстрагирующе, он, взятый в своем основании, всегда озабочен тем, чтобы отнять либидо у объекта, как если бы он должен был предотвратить перевес объекта.

Экстравертированный, наоборот, относится положительно к объекту. Он утверждает значение объекта тем, что свою субъективную установку он постоянно ориентирует на объект и относит к нему. Приня­тый за основание объект никогда не имеет для него достаточной ценности, и потому значение его необходимо повысить.

Юнг выделяет четыре основные функции в индивидууме, сочетание которых составляет целостный и уравновешенный подход к миру. Это: ощущение, чувствование, мышление, интуиция.

Обычно одна функция сильно доминирует, другая относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции в целом бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью. Чем более развиты и сознательны доминирующая и дополнительная функции, тем более глубоко бессознательны их противоположности.

Юнговская типология особенно полезна во взаимоотношениях с другими, она помогает нам понять социальные отношения, описывая, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями пользуются в действовании и суждении. Например, интуитивно-чувствующий оратор не прочтет такую логичную, высокоорганизованную лекцию, полную детализации, как мыслительно-ощущательный тип. У первого разговор будет по-видимости перескакивать с предмета на предмет; ощущение проблемы будет передаваться с помощью рассмотрения ее с разных сторон, а не систематическом развертывании.

Юнг называет наименее развитую функцию в каждом индивидууме «низшей функцией». Она наименее сознательна и наиболее примитивна. Она может казаться некоторым демоническим влиянием, потому что они не обладают ни пониманием ее, ни контролем над ней. Например, сильно интуитивный тип может воспринимать сексуальные импульсы как таинственный или даже опасные, выходящие из-под контроля, потому что он слабо соприкасается со своей ощущательной функцией.