43. Воображение: определение, виды и функции.
http://txtb.ru/146/30.html
https://students-library.com/library/read/63547-voobrazenie-vidy-i-funkcii-voobrazenia
https://psylist.net/obh/00080.htm
https://studme.org/193008165139/psihologiya/voobrazhenie_ego_funktsii_vidy
https://www.e-reading.club/chapter.php/97640/56/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html
http://www.e-shpora.ru/shporgalky/psihologia/otvety_k_examinu_psihologia/otvety_k_examinu_psihologia18.html
Из ответов
Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.
Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.
С физиологической точки зрения, воображение - это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.
Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.
Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Виды воображения
По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое
По содержанию труда – художественное, техническое
По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное
По характеру образов – абстрактное и конкретное
По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).
Виды воображения:
Активное воображение - когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы - явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;
Пассивное - когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь, оно бывает:
непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.
произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.
Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения.
в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда;
мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п.
мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Функции воображения.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.
Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):
представление действительности в образах;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:
формирование внутреннего плана действий;
планирование и программирование деятельности;
управление психофизиологическим состоянием организма.
Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.
Воображение тесно связано с мышлением:
подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;
воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;
воображение и мышление мотивируются потребностями личности;
в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;
в основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления - возможность новой комбинации понятий.
Основное назначение фантазии — представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:
- она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и
- она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.
Развитие воображения
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например, Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый
- активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения
- развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности
-использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация
- агглютинация (от лат. agglutinatio - приклеивание) - комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;
- акцентирование, заострение - подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;
- гиперболизация - смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;
- схематизация - выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.
- типизация - выделение схожести предметов, сглаживание их различий;
-активное подключению чувств и эмоций.
Воображение и творчество.
Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.
Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: