По степени осознанности и опосредованности эмоций.
Аффект – непосредственная, бурнопротекающая, кратковременная эмоциональная реакция на внешнюю ситуацию. Приводит к нарушению волевого контроля деятельности. Аффект может вызвать одна деталь из прошлой аффектогенной ситуации. Очертить ее границы позволяет метод свободных ассоциаций. Аффект имеет определенную связь со стрессом.
Стресс – глобальная, охватывающая весь организм защитная реакция на сильные эмоциональные раздражители (стрессоры), нарушающие адаптацию. Бывает физиологический и психологический. Психологический: информационный и эмоциональный. Операциональный стресс улучшает деятельность. Дистресс – ухудшает.
Собственно эмоции – регулируют деятельность. Субъективные оценки этой деятельности. Эмоции осознаются. Эмоциональный опыт можно произвольно вызвать и передать. Могут выполнять пароль невербальных средств общения. Связаны с целостной предметной ситуацией.
Тревога – эмоц. состояние, вызванное ожиданием изменений в привычной обстановке деятельности. Состояние условного страха. Тревожность – индивидуальная черта.
Фрустрация
Способы выхода из фрустрации:
Уход от деятельности
Агрессия
Регрессия (слезы)
Фантазирование
Рационализация
Замещение.
Чувства – надситуативны. Устойчивые эмоциональные отношения к объектам, представляющим для личности постоянную ценность. Закреплены в общественной или индивидуальной культуре. Это ведущие эмоционально-смысловые образования личности. Их содержание совпадает с ведущими мотивами личности. Это ВПФ человека.
Эмоции – выражение субъективных состояний человека, которые возникают в его деятельности по отношению к какому-нибудь объекту.
Эмоциональная регуляция деятельности: виды и функции эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта Л.С. Выготский.
Определение понятия эмоций зависит от способа объяснения этого явления. Разные направления выделяют свои объяснительные принципы: (лекции)
Психофизиологическое — рассматривает протекание физиологических процессов в организме и их нервной регуляции.
Когнитивное — рассматривает когнитивную переработку стимула в процессе оценки, восприятия, воображения и т. п.
Теория базовых эмоций — выделяет две группы эмоций (элементарные — нельзя разложить; составные — происходят от базовых)
Социальное — эмоции формируются в процессе социализации, служат регулятором соц отношений. Понимая специфику этих отношений можно объяснить наличие эмоций.
Эмоции — это:
особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Словарь Мещеряков, Зинченко)
класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями. ( Словарь Немов)
одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. ( Медицинская энциклопедия Петровский)
эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. ( Выготский)
обозначение особого, специфического типа реакции индивида, в которой интегрированы специфическое душевное переживание, его отношение к происходящему, физиологические реакции, выразительные акты, направление умственной деятельности, изменение активности и готовность действовать определенным образом. (Большая энциклопедия по психиатрии)
реакция на вероятные, вспоминаемые события, которые отражают события в форме обобщенного субъективной оценки и предвосхищении результатов деятельности. (лекции)
Виды: (Словарь Немов+лекции)
Настроение — это относительно слабое, не полностью осознаваемое в данный момент времени по своим истокам, долгое время существующее эмоциональное переживание, определяющее устойчивое актуальное психологическое состояние человека. Окрашивает все поведение человека. Оно самое длительное
Простейшими или биологическими Э. называются та- кие переживания, которые человек испытывает в связи с удовлетворением его органических потребностей. Обыч- но это состояния типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или не- приятного, напряжения или расслабления.
Аффектами называют кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно проявляющиеся в поведении человека и имеющие яркое внешнее выражение в его жестах, мимике, пантомимике, модуляциях голоса (паралингвистические компоненты речи) и других психо-физиологических состояниях человека. К аффектам относятся, например, радость, печаль, страх, гнев и др. Э. В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает быстро и сравнительно быстро проходит. Если биологические Э. появляются в ходе деятельности, направленной на удовлетворение органических потребностей, и сопровождают эту деятельность, составляя ее общий фон, то аффекты появляются или в начале, или в конце соответствующей деятельности, отражая ожидания человека от предстоящей, значимой для него деятельности или ее ожидаемый конечный результат. Аффекты обычно возникают тогда, когда деятельность имеет или предполагает неожиданный для человека результат, или тогда, когда на пути осуществления деятельности неожиданно возникает трудно преодолимое препятствие (или, напротив, в том случае, если такое препятствие вдруг неожиданно исчезает).
Чув-ва — устойчивое психологическое состояние, имеющее чутко выраженный предметный характер. Чув-ва отражают социальную природу человека. В отличие от других Э., чувства человека не являются врожденными и приобретаются в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же человека они могут время от времени изменяться в зависимости от приобретаемого им жизненного опыта и от отношения человека к тому объек- ту, на который направлены его чувства
Собственно эмоции — реакции на события вероятные, вспоминаемые. Отражают события в форме обобщенного субъективной оценки и предвосхищении результатов деятельности.
Стресс — вызван неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессом называют такое эмоциональное состояние человека, при котором нарушается его нормальная психическая деятельность, а также нормальная связь эмоций с его поведением и мышлением. Стресс — это стой- кое, чрезмерно сильное отрицательное состояние, которое может возникать у человека в результате длительной и напряженной, с трудом переносимой или невыносимой физической или психической нагрузки. Стресс — это особое психофизиологическое состояние организма, при ко- тором почти всегда нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, имеют место отклонения и в социальном поведении человека. Стресс — единственное из всех эмоциональных состояний человека, которое играет почти исключительно отрицательную роль в регуляции психики и поведения.
Страстями принято называть самые сильные чувства человека, явно преобладающие над всеми остальными его чувствами, причем страсти являются настолько сильными чувствами, что часто не человек управляет ими, а они сами начинают управлять им. Страсти по отношению к поведению человека играют примерно ту же роль, какую по отношению к нему выполняют акцентуированные черты характера. Как и всякие другие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительными и возвышенными называются страсти, которые побуждают человека к достижению благородных целей, идущих на пользу не только ему, но и другим людям. Отрицательными или низменными называют страсти, в результате которых человек наносит вред себе или другим людям. Одной из разновидностей положительных страстей является любовь, а одной из известных разновидностей отрицательных страстей — фанатизм.
По Изарду:
базовые (фундаментальные)
комплексные
По знаку:
положительные
отрицательные
По критерию мобилизации ресурсов организма:
стенические (вызывают прилив энергии)
астенические
Функции.(лекции):
1) регуляторная
2) отражательная. Выражаются в обобщенной оценке события (влияние на поведение)
3)пред информационная. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребносте
4) побудительная. Способствует определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение потребности.
5) подкрепляющая. принимает участие в обучении
6) переключательная. обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которого определяется доминирующая потребность
7) коммуникативная.
8) приспособительная функция. благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающей действительности.
Статья Г.Г Кравцова «Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении»
Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась ЛСВ как краегольный камень теории психического развития ребенка. Это единство проявляется как динамическая,а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Мышление и аффект представляют части единого целого – человеческого сознания. Оно обнаруживается :
Во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях псих развития
Эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
ЛСВ отмечал ошибочность интеллектуалистических теорий детского слабоумия . Еще не соглашался с Левиным, который пытался вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. Также он полагает, что место аффекта остается неизменным и постоянный на всем протяжении развития и что, следовательно, отношения афф и интел есть простоянная величина. ЛСВ же показал, что самое главное в псих развитии – это изменение межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе и между аффектом и интел.
К концу дошкольного возр эмоции перестают быть однозначным и непосредственным определителем всех реакций ребенка. В переходном возр от дошк к младш шк возрасту происходит «интеллектуализация аффекта», эмоции становятся умными. Между эмоциями и действиями ребенка вклиниваются опосредующие интеллектуальные моменты. Тем самым, соотношение аффекта и интел в это время в корне меняется, по своему характеру становится прямо противоположными выделенной Левиным связи аффекта и интел.
Эмоции развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития (5; 280) Существует связь между аффектом и интеллектом. "Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта" (4; 251). Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1/ по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2/ в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления. Так, если в раннем детстве поведение ребенка может быть охарактеризовано как "полевое", а сознание характеризуется единственном аффективного восприятия и действия (3; 343), то основным симптомом кризиса 3-ех лет является нарушение единства аффекта и действия. "Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции" (3; 369). По мере того, как наглядно-действенное мышление ребенка уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона сознания. Это находит отражение прежде всего в обобщении внутренних процессов, что составляет один из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: возникает аффективное образование, относящееся к единичному аффекту как понятие к единичному восприятию (3; 380). Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления в понятиях приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных переживаний (3;66). Другой аспект изменений в аффективной сфере человека связан с тем, что каждому уровню развития мышления соответствует определенный характер динамических процессов. Выготский указывает, что конкретному мышлению соответствует более костная и тугоподвижная динамика, абстрактному мышлению и воображению - более текучая и гибкая. В связи с вышесказанным становится объяснимым качественное своеобразие высших, или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и более мягкий характер их протекания являются прямым следствием развития мышления. Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1/ "во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее" (2; 22); 2/ сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания (2; 357). По Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, "движение через целый ряд внутренних планов" (2; 358). В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение их соотношения. Выготский выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания (5; 213). Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску "обходных путей развития" в случае наличия врожденного дефекта. Важную роль в развитии эмоциональной сферы человека играет деятельность. Деятельность может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в первую очередь мышление, что в свою очередь вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка. Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания. "Всякая эмоция есть функция личности" (5; 280).
Эмоции — особый вид псих процессов, связанный с переживанием человеком его отношения к окружающему миру и самому себе, они в зависимости от потребностей субъекта оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Поэтому это один из главных регуляторов деятельности.
Эмоция есть психическая представленность смысла, который образует мотив (Леонтьев)
Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать противоречивые эмоциональные отношения - амбивалентность (двойственность) чувств.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.
Настроения. Самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.
Классификация по А.Н. Леонтьеву три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. (сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.) Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения, и действия совсем прекращаются, он, словно лишается дара речи.
Одна, из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события; в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам которые прежде вызывали аффект. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций" вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет Аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом "аффективном поведении — «аффективном взрыве». В связи с этим свойством аккумулированных аффектов были предложены в воспитательных и терапевтических целях различные методы изживания аффекта, их «канализации».
Собственно эмоции. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые — как состояния, происходящие «во мне».
Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлечённом. Случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения, к объекту, и эмоциональной реакции на сложившуюся переходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме — обобщениями — объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые обряды и социальные акты.
Функции эмоций По Симонову.
1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.
2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).
3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.
4.Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: