Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр:
Соответствие темы игры теме и цели урока
Четкость и определенность цели и направленности игры.
Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
Понятность и доступность замысла участника игры, простота сюжета.
Стимулирующий характер игры.
Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности.
Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
Благоприятный психологический климат отношений
Простор для личной активности и творчества.
Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания — такими как лекция, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.
Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):
1.Помогает ученику выразить скрытые чувства.
2.Пмогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивы.
3.Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
4.Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
5.Позволяет живо и непосредственно представить учебный материал.
6.Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
7.Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
8.Группа может контролировать содержание и темп.
9.Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
10.Изменяет установки.
11.Учит контролировать чувства и эмоции.
Игра — соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры — соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра — соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Из ответов предыдущих
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
•творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.
•эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
•наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +
сдп.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: