logo
Госы ППО

14. Теория психического развития ж. Пиаже.

https://www.psychologos.ru/articles/view/intellektualnoe-razvitie-rebenka-dvoe-zn--teoriya-piazhe

https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/39-vozrastnaja-psihologija-i-psihologija-razvitija/906-teorija-psihicheskogo-razvitija-zh-piazhe-2.html

http://www.e-shpora.ru/shporgalky/psihologia/psihologia_vozrastnaya_razvitiya/psihologia_vozrastnaya_razvitiya8.html

https://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya_783/teoriya-psihicheskogo-razvitiya-42006.html

Из ответов

К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Л.С.Выготского и Д,Б.Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития Д.Б.Эльконина, как наиболее разработанную классификацию.

Основанием для периодизации психического развития для Д.Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л.С.Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научится с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс,в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок -предмет” и “ребенок -взрослый”.

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений и новообразование

Младенческий

(0-1 год)

Непосредственно-эмоциональное

общение со взрослым

Человек - человек

Формирование потребности в общении,

эмоциональное отношение

Раннее детство

Предметно-манипулятивная

деятельность

человек - предмет

Развитие речи и наглядно-действенного

мышления

Дошкольный возраст

Игра

человек - человек

Стремление к общественно-значимой

деятельности

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

человек - предмет

Произвольность психических явлений,

внутренний план действия

Подростковый возраст

Интимно-личностное

общение со сверстниками

человек - человек

Самооценка, критическое отношение

к людям, стремление к взрослости,

самостоятельности, подчинение

коллективным нормам.

Юношеский возраст

Учебно - профессиональная деятельность

человек - предмет

Формирование мировоззрения, проф.

интересов, самосознания. Мечты

и идеалы

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития?

Во-первых, в данной периодизация показана взаимосвязь между интеллектуальным (познавательным) развитием и становлением личности человека как социадльного индивида. Во - вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В - третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В - четвертых, гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития человека.

В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры.