14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого (Петухов). Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.
I. По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.
Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой.
С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.
Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.
II. По другим основаниям выделяются два подхода (что изучается?):
• диагностико-коррекционный (единица изучения - черта, свойство, она появляется либо из-за влияния среды, либо самого организма, работают с ней диагностикой и коррекцией),
• конструктивно-психологический (свойство появляется в своем развитии, в результате решения проблемы, источник его сама личность, работа психологическая помощь, консультирование).
III. Подход: Как изучается?
Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.
Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.
Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном (от общего к частному) выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.
Принципы построения подходов
3 базовых принципа (стратегии) построения типологии индивидуальности.
Эмпирическая (опытная, клиническая) – обобщение произвольным образом личного опыта исследователей (типы акцентуаций).
Конституциональная – соотнести особенности поведения людей с какими-то индивидными (наследственными) свойствами (телосложение, пол, деятельность полушарий).
Стратегия взаимодействия (средовая) – акцент на условиях среды; свойства личности, характер формируются в ходе взаимодействия со средой.
Главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр Эрнст Кречмер, опубликовавший в 1921 году работу под названием «Строение тела и характер». Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний - маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении - соответствует определенный тип телосложения. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа: лептосоматик (астеник), пикник, атлетик, диспластик.
Главная мысль: Люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности и предрасположенности соответственно психическим заболеваниям. Он обнаруживает зависимость между некоторыми особенностями телосложения и заболеванием.
Выделенные типы не зависят от роста человека и его худобы. Речь идет о пропорциях, а не об абсолютных размерах тела.
Теория темперамента Э. Кречмера получила распространение и в нашей стране. Вскоре, однако, наступило разочарование, так как попытки воспроизведения результатов, описанных Э. Кречмером, показали, что большинство людей не соответствуют крайним вариантам. Связи между типом телосложения и особенностями эмоционального реагирования не достигали уровня достоверности. Критики, среди которых наиболее яростным был И.П. Павлов, стали говорить, что неправомерно распространять закономерности, выявленные в патологии, на норму, и втискивать все здоровое человечество в два патологических типа: шизоидов и циклоидов.
Выделил 4 типа телосложения:
1) Пикнический – короткие конечности, упитанные, свежий цвет лица, кости хрупкие, жировой покров обилен, большой объём головы, груди, живота; бочкообразная форма туловища; фронтальное лицо – плоский пятиугольник.
2) Атлетический – широкий пояс плеч преобладает над маленькой нижней частью тела; фронтальное туловище – в виде трапеции; мало жира; сильная и высокая шея, круглая голова.
3) Астенический (Лептосоматик (греч. хрупкое тело) – цилиндрическое туловище; узкая грудная клетка; кости, мускулы – тонкие и худые; угловой профиль; фронтальное описание лица круглое.
4) Диспластический – представляет собой образец уродства с неправильным бесформенным строеним тела.
Исследовал 260 пациентов с различным типом телосложения и заключил, что существует связь между маниакально-депрессивным психозом и пикническим типом, шизофренией и астеническим типом, эпилепсией и атлетическим типом.
Связь между особенностями телосложения больных, их темпераментом и характером есть.
Выделив типы телосложения, он распределил по связи с болезнью. Наибольшую предрасположенность к заболеваниям обнаружили астеники и пикники.
Шизофреники – больше астеники;
Циклофреники – больше пикники;
Атлетики в меньшей степени, но предрасположены к эпилепсии;
Шизоид – низкий, астеник, и черты и темперамент присущи флегматикам и меланхоликам.
Шизотимик – здоровый, но имеющий астенические черты, темперамент шизоида.
Циклоид – пикническое телосложение, больные – маниакально-дипрессивный психоз.
Циклотимик – здоровый, пикнического телосложения.
Эпилиптоид – атлетического телосложения, эпилептический темперамент, спокойный, маловпечатлительный, но иногда взрывчатый.
Иксотимик (вязкость) – здоровый, атлетичный, темперамент эпилептоида
Конституция – это совокупность всех индивидуальных особенностей человека, как анатомо-физиологических, так и психологических, которые обусловлены генотипически.
Темперамент – устойчивые индивидуальные психологические особенности, которые являются конституциональными: эмоциональная чувствительность, психический темперамент, окраска настроения, двигательный темперамент.
Характер – устойчивые индивидуальные особенности личности человека, которые сформированы в процессе его жизни под влиянием генотипа и внешних факторов (социальное окружение, воспитание, проблемы и т.п.)
Изучал 3 группы: пикники – назвал циклоидами, астеники – назвал шизотимики, атлетиов - иксотимиками. Он наблюдал их при ремиссии (возврат к нормальной жизни). Он изучал историю болезни, беседовал с родственниками. Он описал типичный для них темперамент и характер.
Циклоиды: темперамент – общительные, ласковые, добросердечные; социальная установка – человеколюбивые, реалистичны, легко приспособляются к окружающему слою, имеют потребности высказыться, выплакаться.
Шизотмики: темперамент – не общительные, сдержанные; социальная установка – аутизм, уход в себя.
Иксотимики: сдержаны, не склонны к открытой демонстрации эмоций, скрупулезны в мелочах, не обладают богатым воображением.
Нашёл связь между телосложением и характером у здоровых людей. Доказал, что у здоровых пикников темперамент и характер как у циклоидов. У здоровых астеников – как у шизоидов. Только по сравнению с больными темперамент и характер менее ярко выражены.
Несколько позже в США приобрела популярность концепция темперамента Уильяма Шелдона, сформулированная в 1940-х годах. В основе взглядов Шелдона, типология которого близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по семибалльной шкале, У. Шелдон пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал эти параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо параметра (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов -- максимальной) У. Шелдон выделяет следующие типы телосложения:
1. Эндоморфный тип. Название типа дано исходя из того, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей этого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.
2. Мезоморфный тип. У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.
3. Эктоморфный тип. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства легко возбудимы.
Если отдельные параметры имеют одинаковую выраженность, У. Шелдон относит данного индивида к смешанному (среднему) типу.
В результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста, У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента. В соответствии с этим он выделил людей трех типов темперамента: висцеротоников, соматотоников и церебротоников.
В результате многолетних наблюдений здоровых людей Шелдон заметил, включая экстравертов и интровертов, определенные типы темперамента.
Висцеротоник(Эндоморфное) – расслабленность в движениях и осанке, любовь к комфорту, замедленность реакций, пристрастие к еде, ярко выражена социализация пищевой потребности, любовь к компаниям, застольям, характерна склонность к общественной работе – социофилия. Характерна приветливость, относительная эмоциональная ровность, терпимы, спят хорошо, отсутствуют взрывные эмоции. В трудных ситуациях испытывают потребность в людях. Ориентация на семью.
Соматотоник(Мезоморфное) – уверенность в движениях и осанке, энергичен, потребность в движениях, преобладает потребность в доминировании, склонность к риску. Решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания. Характерна клаустрофобия. С трудом приглушаемый голос, выносливость боли, шумное поведение, самоуверенность, агрессивность, в горе потребность в действии.
Церебротоник (Экзоморфное) – заторможенность в движении, скованность в осанке, скорость реакции высокая. Склонность к уединению, рассуждению. Скрытость в проявлении чувств, некая заторможенность в эмоциях. Социофобия (страх перед общественными контактами), заторможенность в общении, агорафобия (боязнь открытого пространства). Непредсказуемость поведения, чрезвычайная чувствительность к боли, плохой сон, хроническая усталость. Устойчив к алкоголю. В горе потребность в уединении.
Ряд эмпирических исследований, проведенных для проверки истинности конституциональных типов, показали, что соответствие между телосложением и некоторыми свойствами темперамента нельзя считать доказанным.
Шелдон отталкивался от концепции Кречмера, разработал более тонкие процедуры описания соматических типов человека и соответствующих им типов темперамента. Согласен с Кречмером, что структура тела – это важнейшая детерминанта личности человека. Использовал технику фотографии, предполагавшую изображение человека в фас, анфас и профиль.
Тип темперамента | Телосложение |
Церебратоник | Экзоморфное |
Соматотоник (преобладание телесного) | Мезоморфное |
Висцеротоник | Эндоморфное |
Выделил 3 компонента классификации структуры тела:
1) эндоморфный – мягкость и округлость форм, недоразвитость костей и мышц, низкий удельный вес, крупные внутренние органы.
2) мезоморфный – тело крепкое, сильное, прямоугольное, преобладание костей и мышц.
3) эктоморфный – тонкие, хрупкие, высокие, узкие; отношение объёма мозга к объёму тела и поверхности кожи к массе тела самые высокие. Содержания близки к пикническому, атлетическому и астеническому типам.
Для оценки индивида по каждому из параметров было определено 17 антропометрических показателей, каждый из которых представлял отношение диаметра той или иной части тела к росту.
Впоследствии свёл к трём индексам: индекс веса (рост/кубический корень веса), индекс тела (окружность груди/окружность живота), индекс роста (рост). Индекс веса позволял присвоить индивиду определенный рейтинг по шкале эндоморфности, индекс тела – по шкале мезоморфности, индекс роста – по шкале эктоморфности.
Соматотип – это 3 цифры, характерная степень выраженности в телосложении человека каждого из основных его компонентов. Существует 433 соматотипа, но Шелдон нашёл 267.
Потом начал искать компоненты темперамента. 650 личностных черт. В результате нашёл 3 группы черт с двумя особенностями:
1. Оценки по чертам, которые входили в каждую из этих групп, высоко коррелировали друг с другом (не менее 0,6).
2. Оценки по чертам, входящие в разные группы, напротив отрицательно коррелировали между собой (не ниже 0,3).
После описания трех компонентов телесной организации индивидов встала задача установления связи соматических типов и типов темперамента. С помощью факторного анализа из списка 50 наблюдаемых поведенческих особенностей человека были выделены 22, формирующие три фактора.
Факторы:
висцеротония– расслабленность в позе и движениях, замедленность реакций, социофилия, эмоциональная уравновешенность.
Соматотония – уверенность в позе и движениях, энергичность, потребность в физических упражнениях, стремление к власти, агрессивен, безразличен к чувствам.
Церебротония – сдержанность в позе и движениях, любовь к обществу, ощущение хронической усталости.
5 лет изучал 200 мужчин. Выявил, что человек с высокими баллами по шкале эндоморфности будет демонстрировать висцеротонический тип поведения. С высокими балами по шкале мезоморфности будет демонстрировать соматотонический тип поведения. Человек с высокими баллами по шкале эктоморфности будет демонстрировать церебротонический тип поведения.
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: