11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
https://scicenter.online/istoriya-psihologii-scicenter/polemika-lsvyigotskogo-jpiaje-problema-rechi-127013.html
https://students-library.com/library/read/62433-egocentriceskaa-i-vnutrennaa-rec-polemika-ls-vygotskogo-i-zpiaze
https://studopedia.ru/10_161342_polemika-lsvigotskogo-i-zhpiazhe-ob-egotsentricheskoy-rechi.html
https://psyera.ru/egocentricheskaya-rech-struktura-funkcii-i-razvitie-456.htm
https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/34-shpory-po-vozrastnoj-psihologii-i-psihologi/719-stadii-razvitija-rechi-v-detskom-vozraste-polemika.html
https://cribs.me/vozrastnaya-psikhologiya/stadii-razvitiya-rechi-v-detskom-vozraste-polemika-l-s-vygotskogo-i-zh-piazhe-ob-egotsentricheskoi-rechi_
Из ответов
Развитие речи связано с общением со взрослым, с удовлетворением потребностей (в еде, чистом белье). Этапы: 1) Гуляние - это протяжное произношение гласных букв, гулять ребенок может только тогда, когда хорошо себя чувствует. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развит в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь -произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок должен произносить 8-10 слов.
Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентируется на слова - у них развивается пассивный словарь: 1) постоянная речь взрослых; 2) соотносить слово с реальным предметом (повторять многократно); 3) ребенок усваивает глаголы, наблюдая конкретные действия взрослого.
На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (положить мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1 -му году ребенок понимает около 30-40 слов.
В раннем возрасте с 1,5 - 3 лет наблюдается сензитивный период развития речи, связанный с пластичностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи. Речь развивается по 2-м направлениям: 1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий). 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, место-ия и т.д). У ребенка нарушается звукопроизношение: шипящие, свистящие, сонорные, не выговаривание. Разговаривать с ребенком нужно правильно, нельзя повторять ошибку ребенка. Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными. Основные направления развития речи:
Овладение словарным запасом - количественный рост и качественные изменения. Связь овладения словарем с овладениями понятиями (развитие мышления, способности к общению). Развитие грамматического строя речи. Детское словотворчество. Как 1 из главных особенностей развития речи дошкольника.
Осознание словесного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Обучение детей действию звукового анализа слова.
Развитие функций (коммуникативной и планирую-щей) и видов речи (эгоцентрической, внутренней, ситуативной и контекстной - связной). Обучение дошкольников грамоте.
По Пиаже- социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь – как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. по мнению Ж.Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь – это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность и практически исчезает после 7лет.
Из ответов Маши
Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения.
Л.С.Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается каждому ребенку взрослым человеком в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. То есть для нормального речевого развития ребенка значимым должно быть общение, оно должно проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу.
Ему недостаточно просто слышать звуки (телевизор, видео, радио), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослым на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важно менять формы общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является стимулом развития речи, если остается на прежнем уровне, то может произойти отставание в развитии речи.
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка были также достаточно развиты, Так же должны быть развиты психические процессы: внимание, память, мышление, а физическое состояние было бы хорошим. Особенно важно для формирования речи, развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Стадии развития речи, таким образом, связаны с физическим созреванием ребенка.
За рецепцией и пониманием речи и самостоятельным употреблением словесного знака, по Наумовой, лежат различные функциональные структуры, и развитие этих двух сторон речи происходит параллельно.
Итак, дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.
Данные о структуре криков приведены, в частности, в работах Базжиной. где отмечен также возраст (начало четвертого месяца), когда крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач.
Примерно месяцем раньше появляются вокализации, соответствующие комфортному состоянию ребенка, - гуление. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. Звуки гуления воспринимаются на слух как гласноподобные, сходные с нейтральным гласным взрослых лиц.
Со временем в звуковых реакциях ребенка появляются более четкие шумовые участки. Постепенно произнесения приобретают слогоподобный характер; обнаруживается тенденция к повторению сходных артикуляторных комплексов, что и называется лепетом. Состав лепета крайне разнообразен. В нем встречаются звуки, характерные для далеких друг от друга языков.
Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Однако из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. Более частыми оказываются слоги типа "согласный-гласный", содержащие смычные согласные. По данным некоторых работ, перед началом такой стабилизации наблюдается период молчания. Примерно в этот же период слоги приобретают разную степень ударенности. Тем самым намечается переход к появлению первых слов.
Длительности вокализаций на стадии лепета составляют в среднем 0,4 с и существенно не меняются в интервале от 3 до 9 месяцев. Существенно не меняется и формантный состав гласноподобных звуков.
К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки и слова, состоящие из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: мама, папа, баба). К году словарь возрастает до 10-15 простых слов.
Возрастные границы между отдельными стадиями доречевых вокализаций определяются по-разному. Названия этих стадий у разных авторов тоже не совпадают. Гвоздев А.Н. относит начало лепета к 3-му месяцу жизни, очевидно, включая в этот период стадию гуления. Другие авторы отмечают начало лепета примерно на 5-м месяце, учитывая заметное увеличение в этом возрасте числа консонантных элементов в составе звуковых последовательностей. Наконец, некоторые авторы (Базжина) называют вокализации детей в возрасте 5-8 месяцев не лепетом, а "гуканьем", относя начало лепета к 9-му месяцу жизни. Считается, что в этом возрасте вокализации уже подвержены влиянию конкретной языковой среды. Лепет детей в возрасте 10-19 месяцев содержит большинство гласных родного языка, хотя "посторонние" гласные присутствуют и в этом возрасте.
Переходный этап в развитии речи ребенка к овладению речи взрослых - это автономная речь. "Слова" детской автономной речи по форме являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "ко-ко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и т. п.).
Характерными особенностями детской автономной речи являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;
2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);
3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.
"Слова" автономной речи не изменяются! Это слова-предложения. Они не индикативные, а определяющие какую-то деятельность, динамику.
Первым, кто описал автономную детскую речь, понял и оценил ее огромное значение, был, Чарлз Дарвин, который прямо не занимался вопросами развития ребенка, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел вычленить «автономную речь» у ребенка, следя за развитием своего внука.
Известный пример Дарвина часто цитируется в учебниках. Его внук, однажды, увидя утку, плавающую на пруду, подражая ли ее звукам, или названию, данному взрослым, стал называть ее "уа". Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую по воде. Затем мальчик стал называть теми же самыми звуками молоко, пролитое на столе, всякую жидкость, воду в стакане, даже молоко в бутылочке, очевидно, перенося это название из-за того, что там была вода, жидкость. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, напоминающие монеты (пуговки, медали), стали называться "уа".
Автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка: прежде, чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь.
Стоит отметить, что автономная речь не существует сама по себе. Наряду со своими словами (своей речью), у ребенка существует понимание и наших слов, т. е. ребенок до того, как начинает говорить, понимает ряд слов. Он понимает нами оформленные слова: «дай», «иди», «хлеб», «молоко» и т. д., и это не мешает наличию второй речи.
Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.
Автономная детская речь не только представляет собой чрезвычайно своеобразный этап в развитии детской речи, но и что этот этап соответствует своеобразному этапу в развитии мышления. В зависимости от того, на какой ступени развития находится речь, мышление обнаруживает определенные особенности.
Автономная речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это - нежелательное явление, оно задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом, т.к. речь напрямую связана с мышлением.
Развитие речи ребенка задерживается и нарушается также при неблагоприятных социальных условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, излишний шум, психические травмы, длительная психотравмирующая ситуация в семье. Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание на первых годах жизни сопровождается нарушением речевого развития. Поэтому разграничиваются дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая 3-хлетний возраст их условным подразделением.
Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью.
Один из наиболее масштабных и авторитетных трудов в области развития речи принадлежит Ж. Пиаже. Он приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Пиаже говорит об эгоцентрической речи: "Эта речь эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается".
Подсчитанный коэффициент эгоцентрической речи составляет от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для возраста 3-5 лет. Пиаже приходит к выводу, что мысль ребенка эгоцентрична, то есть ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том чтобы понять точку зрения другого. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения.
Под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам, результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.
Л.С.Выготский вместе со своими учениками и последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. Если Пиаже высказывает идею о том, что у ребенка формируется сначала "речь для себя" ("эгоцентрическая речь") и только потом, - под давлением взрослых - социализированная "речь для других". Выготский - наоборот -считает, что речь ребенка развивается от мыслей вслух - к мысли для себя. Происходит, по Выготскому, постепенная интериоризация речи. Он пишет: "Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному - таков основной итог как теоретического, так и экспериментального исследования интересующей нас проблемы".
Если для Пиаже эгоцентрическая речь - "аккомпанемент" деятельности ребенка, то, по Выготскому, функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи: "это - менее всего аккомпанемент, это - самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это - речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка".
Сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в историю мировой психологии.
+
Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже - швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи.
Прежде чем приступить к рассмотрению эгоцентрической речи, необходимо понять различия понятий «речь» и «эгоцентрическая речь».
Речь - это деятельность общения, воздействия, сообщения посредством языка, это форма существования сознания. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание.
Эгоцентрическая речь - одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.
Эгоцентризм (от лат. «ego» ) - термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.
В своей книге «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже пытался разрешить вопрос: «Какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» под руководством Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже, удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течение месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Ж. Пиаже разделил разговоры детей на две большие группы: - эгоцентрическую, - социализированную.
Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него - «первый встречный». Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Ребенок не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь - это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает». Далее Ж. Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: - повторение, - монолог, - «монолог вдвоем».
Повторение (эхолалия). Речь идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Ж. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет «полосу деятельности ребенка - полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Ж. Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия и развлечения.
Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. Слово для ребенка ближе к действию, оно с ним сопряжено.
Автор выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка: - Ребенок, действуя, должен говорить (даже когда он один) и сопровождать свои движения и игры криками и словами. - Если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение к действию и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чего действие не могло бы само осуществиться.
Как правило, цель монолога - сопровождение какого-либо действия или замена желаемого действия его проговариванием.
Монолог вдвоем или коллективный монолог. Ж. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо прослеживается в детских разговорах (о чем только не говорят дети), во время которых каждый говорящий приобщает другого к своей мысли или действию (вовлекает в ситуацию) в данный момент, но не заботится о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник является как бы возбудителем монолога». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».
Выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка двух-семи лет является не столько средством общения, как доя взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто «замкнутое и обращенное на себя». Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка.
И вот, основываясь на ряде экспериментов, а также на факте эгоцентрической речи, Ж. Пиаже приходит к выводу о том, что мысль ребенка эгоцентрична, т. е. ребенок думает для самого себя, не заботясь ни о том, чтобы быть понятым, ни о том, чтобы понять точку зрения другого.
Внеречевое аутистическое мышление >>> Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление >>> Социализированная речь и логическое мышление
Позже многие исследователи проводили подобные эксперименты и опровергали это утверждение Ж. Пиаже. Так, советский психолог Л.С. Выготский подверг критике утверждение Ж. Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка.
Лев Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он изучал речь детей в условиях, схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Ж. Пиаже. В экспериментальных процедурах использовал целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь, пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Л.С. Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Ж. Пиаже: 1. Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка: «Затруднение или нарушение гладко текущей деятельности является одним из главных факторов, вызывающих эгоцентрическую речь. 2. «Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении. 3. Основная функция эгоцентрической речи - переход в про-g, цессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста и.т.д. 4. В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Ж. Пиаже, а переходит во внутреннюю речь. 5. Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая,речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи.
Лев Выготский доказал, что помимо функций, указанных Жаном Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.
Источник:
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: