logo
Госы ППО

9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.

https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/34-shpory-po-vozrastnoj-psihologii-i-psihologi/710-rol-obshhenija-so-vzroslymi-i-sverstnikami-v.html

https://studopedia.org/6-118285.html

https://psy.wikireading.ru/15090

https://bookap.info/genpsy/lisina_formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshchenii/gl22.shtm

https://www.studmed.ru/shpargalka-vozrastnaya-i-psihologiya-razvitiya_eece9ca2c60.html

Из ответов

Изучали: Лисина М.И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я.Л.

Общение выступает основным условием полноценного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познавательные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).

Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) - эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потребности в общении у ребенка. Этапы:

- I младенчество - потребность в любви и заботе - ситуативно-эмоциональная форма

общения взрослого (ласка, улыбка, речь);

- 2 ранний возраст - потребность в совместной предметной деятельности со взрослым -

ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);

- 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации -

внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы,

рассказ, чтение литературы);

4 средний и старший дошкольный возраст - потребность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отношений с ним, в самопознании - внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем).

Особое значение имеет общение в семье : любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отношений, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников

Общение дошкольника с другими детьми способствует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познавательной сферы. Потребность а общении со сверстниками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начина-ет воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антометрии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.

Последствия депривации: Основным «симптомом» здесь будет

резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:

. отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в

6 раз меньше);

. отставании в умственном развитии;

. трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

. недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной

деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

. двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце

жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений.

Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как

разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был

впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после

рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились

в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на

ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети

не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество

игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования

детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из

них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному

передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3

слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует

помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с

формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок

начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому

часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной

активности в этом возрасте;

. сниженном в общем коэффициенте развития.

Из ответов Маши