logo
Госы ППО

37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.

Гуманизация образования

http://lib.teacher.msu.ru/pub/2303

file:///D:/Downloads/gumanizatsiya-obrazovaniya-tseli-zadachi-i-usloviya.pdf

https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy

https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2820

http://ponjatija.ru/node/7424

https://studopedia.info/1-113771.html

концепции

https://students-library.com/library/read/53512-sovremennye-otecestvennye-i-zarubeznye-koncepcii-vospitania-i-razvitia-rebenka

https://studme.org/1328112624116/pedagogika/zarubezhnye_kontseptsii_teorii_vospitaniya

http://econf.rae.ru/article/6777

https://studopedia.ru/11_143613_sushchnost-reformatorskoy-pedagogiki-i-ee-osnovnie-predstaviteli-v-stranah-zapadnoy-evropi-i-ssha-kon-XIX---nach-hh-vv.html

https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10898/

http://www.ohansk-mmcit.narod.ru/4/gumanizatsiya_obrazovaniya.htm

гуманизация в европе

https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-stranah-zapadnoy-evropy

В качестве желательной идейной основы системы образования и воспитания теоретики и практики образования указывают на принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании рассматривают реализацию тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

У понятия «гуманизм» (от лат. humanus – человечный) существует несколько значений [1]. Гуманизм как мировоззрение включает ценности, получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра – человека. В гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

Понятие гуманность чаще рассматривается как психологическое понятие и определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [2]. Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное отношение к человеку как к высшей ценности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического потенциала. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель образования и воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, существом, ответственным за происходящее в мире. Мера гуманизации образования и воспитания определяется тем, насколько они создают предпосылки для самореализации личности.

Тенденция гуманизации образования отражает полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Развитие личности возможно на основе овладения достижениями человеческой культуры, что напрямую зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи самоопределение личности в контексте мировой культуры – стержневая линия гуманитаризации содержания образования, которая должна прослеживаться на всех уровнях образования – от средней школы к высшей школе.

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация, которая проявляется в целях, содержании, технологиях и формах образования, в системе управления образовательным процессом. Можно выделить два ее аспекта: 1. увеличение в содержании образования доли дисциплин о человеке и человечестве, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов); 2. улучшение качества преподавания гуманитарных предметов. Первый аспект связан с задачей гуманизации преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них историко-культурологической компоненты для того, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.

Концепции.

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории - где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории (3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании (поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).

Теория привязанности (основатели американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт). В этой теории центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Бихевибристкая теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор теории американский ученый Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура. Р. Сире и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теории развития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др. + Гуманистическая педагогика К. Роджерса, А. Маслоу. Смысл воспитания состоит в том, чтобы разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации.

Сущность:

1. Право учащихся быть субъектами. Становление личности во многом зависит от активности самого человека.

2. Свободная школа, т.е. самоуправление в условиях доверительного общения и сотрудничества.

3. Принципы и приемы психотерапии.

Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.). В программе «Детство» в качестве единицы интеграции выступает тематизм (например, тема «Мы в детском саду и дома»).В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения (Например, синтез искусств — программа P.M. Чумичевой). Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и … экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).