37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
https://studopedia.info/9-46884.html
http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/945-2012-10-02-10-12-06.html
https://students-library.com/library/read/61646-ponatie-ob-osusenii-osnovnye-ih-svojstva-klassifikacii-osusenij-i-receptorov
https://studfiles.net/preview/4346313/page:36/
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/oshchushcheniya.html
Из ответов
План ответа
Общее представление об ощущении.
Функции рецепции.
Сигнально-пусковая.
Контрольно-координационная.
Классификация ощущений.
По наличию или отсутствию непосредственных контактов
По месту расположения рецепторов
По модальности (виду) раздражителя
Виды ощущений.
Зрительные
Слуховые
Вибрационные
Обонятельные
Вкусовые
Тактильные
Болевые
Температурные
Давления
Кинестетические
Статические
Органические
Общее представление об ощущении.
С точки зрения психологии ощущения представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.
Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Их объективность заключается в том, что в них всегда отражен внешний раздражитель. А субъективность - в том, что они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Эти каналы были названы анализаторами. Анализатором называют анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) рецептор - орган чувств, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных, характерных для него видов воздействия;
2) проводящие нервные пути. По этим путям сигналы передаются в мозг;
3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.
Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое. Человек обладает двумя десятками анализаторных систем.
Функции рецепции.
- Контрольные вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по направлению психолого-педагогическое образование за 2019 год.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии. 5
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский). 247
- Контрольные вопросы по первому разделу.
- 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.
- 2. Общая характеристика и классификация методов, применяемых в исследовательской и практической работе психолога.
- 3. Поведение как предмет психологии. Теоретические положения классического и необихевиоризма.
- 3.2. Условно-рефлекторное
- 3.4. Когнитивное
- 4.Понятие высших психических функций, их строение и развитие.
- 5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии
- 6. Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. (Рубинштейн).
- 7.Структура деятельности в концепции а.Н. Леонтьева
- 8. Действия и движения: уровни регуляции активности в теории н.А. Бернштейна.
- 9.Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.
- 10.Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерии психического.
- Критерии психического отражения.
- 11.Основные стадии становления психики в филогенезе. Сравнительный анализ психики животных и человека. Основные стадии становления психики в филогенезе.
- Сравнительный анализ психики животных и человека.
- Язык животных
- 12. Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Понятие одаренности.
- 2. Показатели и характеристики способностей
- 3. Диагностика
- 5. Способности и задатки.
- 6. Понятие одаренности.
- 13.Уровни индивидуальности. Психодинамика и акцентуация (Шмишек). Понятие индивидуального стиля деятельности.
- 14. Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон).
- 15. Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
- 16. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений.
- Эмоции это
- Функции эмоций:
- Перечень функций.
- Классификация эмоций.
- Принцип единства аффекта и интеллекта.
- По степени осознанности и опосредованности эмоций.
- Перечень функций.
- 17. Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения (р. Плутчик, к. Изард)..
- 18. Эмоциональные состояния. Аффекты и стрессы. Стресс и его виды.
- 19. Фрустрация и её экспериментальные исследования в школе к. Левина.
- 20. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Строение волевого акта.
- 21. Понятия эмпатии, и эмоциональной компетентности.
- 22. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью.
- 23. Строение мотивационно-потребностной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов.
- 1) Низшие и высшие мотивы.
- 24. Теория поля к. Левина.
- 3. Равные возможности.
- Мотивационная теория поля
- Конфликты в гештальтпсихологии
- 25. Уровень притязаний: диагностические процедуры и экспериментальные феномены.
- 26. Когнитивные теории мотивации: их основные положения.
- 27. Когнитивный диссонанс, основные теории
- 28. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация достижения.
- Строение деятельности и мотивация.
- 29. Различные трактовки понятия личность в психологии.
- 30. Индивид, личность, индивидуальность, субъект
- 31. Теории личности в классическом психоанализе
- 32. Психоаналитические концепции второй половины хх века
- 33. Гуманистические теории личности.
- 34. Понятия образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки в отечественной психологии и концепции к. Роджерса
- 35. Общая характеристика познавательной сферы человека. Общая характеристика познавательных процессов в классической психологии.
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Внимание
- Память.
- Воображение (представления).
- 36. Понятие когнитивной схемы в концепции ж. Пиаже. Виды и функции схем.
- Понятие когнитивной схемы
- Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
- 37. Общее представление об ощущении. Виды ощущений и их классификации.
- 1. Сигнально-пусковая.
- 2. Контрольно-координационная.
- 1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов
- 2.По месту расположения рецепторов
- 3. По модальности (виду) раздражителя
- 1. Зрительные
- 2. Слуховые
- 3. Вибрационные
- 4. Обонятельные
- 5. Вкусовые
- 6. Тактильные
- 7. Давления
- 8. Болевые
- 9.Температурные
- 10. Кинестетические
- 11. Статические
- 10. Органические
- 38. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Свойства восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Виды восприятия.
- Свойства восприятия.
- 39. Понятие внимания. Свойства внимания и методы их диагностики.
- Виды внимания.
- Свойства внимания:
- Методы исследования внимания:
- 40. Определение памяти. Виды памяти.
- 41. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.
- Классические закономерности памяти:
- 42. Понятие мышления. Виды мышления и их классификация.
- Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
- Мыслительные операции. Формы мышления.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
- Виды мышления.
- Возможности классификации.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- 5. По средствам мышления:
- 6. По функциям:
- 43. Воображение: определение, виды и функции.
- Контрольные вопросы по второму разделу
- 1. Основные положения культурно-исторического подхода (л.С. Выготский).
- 2. Деятельностный подход, как методологическое основание воспитания и обучения дошкольников (а.Н. Леонтьев).
- Развитие в игре
- Развитие в продуктивной деятельности
- Развитие личности под влиянием художественного произведения (сказки)
- 3. Понятие творческого мышления в дошкольном возрасте (н.Н. Поддьяков).
- 4. Восприятие и его роль в познавательном развитии дошкольников л.А. Венгер, а.В. Запорожец, д.Б. Эльконин).
- 5. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития.
- 6. Понятие кризиса развития. Критические и литические периоды развития по л.С. Выготскому.
- 7. Проблема обучения и развития в классической психологии.
- 8. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
- § 2. Основные характеристики детско-родительских отношений
- 9. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- 10. Стадии развития речи в детском возрасте.
- 11. Полемика л.С. Выготского и ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
- 12. Теория психического развития л.С. Выготского.
- Тема 10. Теории психического развития.
- 13. Теория психического развития э. Эриксона.
- Необычная биография
- Североамериканские индейцы и ветераны войны
- Восемь стадий человека
- Достижение равновесия
- Кризис подросткового возраста
- Конфликты среднего возраста
- Новый вклад в психоанализ
- 14. Теория психического развития ж. Пиаже.
- 15. Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- 16. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
- 17. Стадии развития детского рисунка.
- 18. Психологическое содержание кризиса семи лет
- 19. Понятие готовности к школьному обучению, структура готовности к школе
- 20. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
- 21. Обучение: понятие, функции, структура, классификация методов.
- 22. Концепции развивающего обучения л.В. Занкова, д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова.
- 23. Учебная деятельность: понятие, характеристика, структура, особенности развития.
- 24. Преемственность игровой и учебной деятельности.
- 25. Содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 26. Условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 27. Психологические особенности младшего школьника.
- 28. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.
- 29. Особенности мышления младших школьников.
- 30. Социализация как процесс и результат вхождения детей в мир взрослых.
- 31. Институты социализации, их общая характеристика.
- 32. Особенности кризиса подросткового возраста.
- 33. Образование как система, процесс, результат. Общая характеристика начальной ступени образования.
- 34. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
- 35. Понятие о семейном воспитании. Стили семейного общения.
- 36. Педагогическое общение как необходимое условия успешности педагогической деятельности.
- 37. Гуманизация образования. Гуманистические зарубежные и отечественные концепции образования.
- 38. Проблемное обучение: понятие, характеристика проблемного обучения, методы проблемного обучения в работе с младшими школьниками.
- 39. Индивидуализация, дифференциация образования.
- 40. Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению. Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками. Гуманно-личностная педагогика (ш.А. Амонашвилли).
- 41. Психолого-педагогическая поддержка в обучении младших школьников.
- 42. Интерактивные образовательные технологии в работе с младшими школьниками.
- 43. Игровые образовательные технологии в работе с младшими школьниками. Классификации игровых технологий. Игровые технологии в начальной школе.
- Целевые ориентации педагогических игр:
- Игровая деятельность как средство обучения Требования к проведению дидактических игр: