logo
Госы ППО

17. Стадии развития детского рисунка.

https://studfiles.net/preview/2997372/page:19/

http://www.directeducation.ru/powins-41-1.html

https://psylist.net/pedagog/00295.htm

https://psy.wikireading.ru/18992

https://mchildren.ru/stadii-razvitiya-detskih-risunkov/

https://kidsmi.ru/etapy-razvitiya-detskogo-risunka/

Выготский

https://studopedia.info/3-116962.html

http://gogr.narod.ru/coll/vigotsky/vigotsky.html

http://pedlib.ru/Books/7/0060/7_0060-63.shtml

В развитии навыков рисования имеются возрастные стадии. Напри­мер, рисунок пятилетнего ребенка, интеллектуальное развитие которого соответствует его возрасту, коренным образом отличается от рисунка че­тырехлетнего. Ниже нами описаны основные стадии развития детского рисунка. Несомненно, что их необходимо учитывать при интерпретации не только рисунков, входящих в батарею тестов, для оценки уровня ин­теллектуального развития, но и при интерпретации всех рисунков детей. Однако соотнесение рисунков современных детей с приведенной ниже возрастной периодизацией может породить множество вопросов у экспе­риментаторов, в чью сферу деятельности входит наблюдение за развити­ем графических навыков у детей. Ниже мы вернемся к этому вопросу.

Ребенок, совершенствуя графические навыки, проходит следующие стадии развития своего рисунка: марание, примитивные изображения, схематические изображения, правдоподобные изображения, правиль­ные изображения [55-56].

  1. Стадия «марания» (2—3 года). Ребенок еще не пробует создать оп­ределенный образ, он подражает действиям взрослых. Рисование на этой стадии фактически заключается в играх с карандашом, причем далеко не всегда эти игры предполагают наличие бумаги. Ребенку нравится сам процесс появления линий или каракулей. Часто эту стадию сравнивают со стадией «гуления», когда задолго до появления речи ребенок на все лады пробует произносить различные звуки и их сочетания, осваивая таким образом звукопроизношение. Фаза марания является довольно продолжительной и неоднородной. Внутри нее можно выделить ряд эта­пов: подражание движениям взрослых, разглядывание каракулей, пред- фаза каракулей, по Кершенштейнеру, рисование линий, повторяющие­ся каракули, орнамент, появление изображения.

  2. В какой-то момент внимание ребенка фиксируется на собствен­ном рисунке, который ему кажется знакомым, похожим на какой-то из окружающих предметов. С этого момента ребенок пытается повторить случайное изображение и старается изобразить на бумаге что-то опре­деленное. Таким образом, наступает стадияпримитивных изображений. Она соответствует возрасту приблизительно 3—4 года. К этому времени

у ребенка появляется возможность, сочетая различные линии и каракули, получать сплошные пятна, рисовать всевозможные формы, наделять нарисованное определен­ным смыслом. Посторонний наблюдатель, как правило, еще не может без помощи ав­тора понять смысл нарисованного. Рисун­ки очень несовершенны, в них часто нет ожидаемых деталей, поскольку ребенок еще технически не может воспроизвести то, что воспринимает. При этом важно отметить, что первые каракули не являются попыткой изображения конкретного объекта, скорее это попытка создать что-то видимое, чего не

было раньше. Увидев сходство случайно получившейся фигуры с конк­ретным образом, занимающим его в данное время, ребенок называет по­лучившуюся форму этим образом. Например, девочка 3 лет нарисовала круг, который получился на верхней половине листа. Рисунок был сде­лан в период рождественских праздников, вероятно, это и послужило темой названия рисунка. Девочка стала говорить, что на рисунке изоб­ражен Бог. Ребенок к этому возрасту осваивает процесс рисования не­ровных кругов, углов, линий, многоугольников. Стадия примитивных изображений соответствует приблизительно 3-4 годам ребенка. На рис. 3.1 изображена лошадка, нарисованная ребенком 4 лет, иллюстри­рующая начало стадии схематического изображения.

3. Стадия схематического изображения начинается приблизительно в возрасте 4-5 лет и длится, по разным данным, до 8-9 лет. Первые схе­мы очень примитивны: например, человек может изображаться в виде круга (голова) и отходящих от него линий (ноги). По мере развития ин­теллекта и графических навыков схемы усложняются. В рисунке че­ловека появляются туловище и руки, позднее — шея. Лицо человека приобретает кроме достаточно рано появившихся глаз и рта нос, по­зднее — уши. Возникают детали, которые не всегда видны в реальнос­ти, например зубы. Уже в схематических изображениях человека появ­ляются некие аксессуары, дополняющие образ, — шляпа, бант, сигаре­та. Одежда очень долго бывает представлена в основном пуговицами. Первые изображения человека в профиль тоже относятся к данному периоду. Зачастую только часть изображения нарисована в профиль, а остальная часть — анфас. Для таких рисунков характерно изображение деталей, которые не могут быть видны в профиль, или удвоение некото­рых частей рисунка (рта, носа).

В этот период в изображениях людей и животных пропорции не со­блюдаются, все они производят впечатление «головастиков». Схемы, по которым рисуются животные и люди, являются неопределенными, и пр- нять, кто конкретно изображен на ри­сунке, бывает трудно. Рисунки детей этого возраста чаще всего содержат изображения людей и животных, ос­тальные предметы, как правило, воз­никают на рисунках только постоль­ку, поскольку имеют отношение к главным объектам. Интерес детей это­го возраста настолько привлечен к одушевленным предметам, что даже изображения статичных неодушев­ленных предметов часто приобретают признаки, характеризующие способ­ность к движению. Стадия схемати­ ческих изображений тоже довольно неоднородна. Рисунки, нарисованные в начале и в конце стадии, силь­но отличаются друг от друга. Рисунок Леры С. 4 лет (рис. 3.2) относится к начальному этапу фазы схематических изображений и представляет собой целых три схематичных изображения. На нем нарисован папа с двумя дочерьми. На этих схематических рисунках из усложняющих эле­ментов присутствуют только косички у девочек и пальцы на руках и но­гах у папы. Этот рисунок значительным образом отличается от ее же рисунка, где она в возрасте 5 лет изображает своего папу, работающего в воображаемой лаборатории по производству кетчупа (см. рис. на облож­ке). Рисунок Милы С. 4 лет (на обложке) также иллюстрирует стадию схематических изображений. На нем изображены танцующая пара и единственный предмет окружающей действительности — лестница.

Таким образом, рисование на данном этапе обеспечивает упражне­ние в символическом представлении заместителей реальных предметов, стимулируя интеллектуальное развитие и обогащая речь.

4. Главная особенность стадии правдоподобных изображений — по­степенный отказ от схемы и воспроизведение реалистичных предметов. Изображения становятся более детальными, приобретают конкретность: у дома появляются крыльцо, дверь, крыша, окна и цветы на подокон­нике, человек может быть изображен занимающимся каким-то видом деятельности. В рисунке появляются попытки повествовательного изоб­ражения. В связи с этим значительно многообразнее становятся темы рисунков. Например, это может быть иллюстрация сюжета сказки. Ри­сунок включает в себя изображение внутреннего интерьера замка, в ко­тором происходят события с изображением действующих лиц, занятых различными видами деятельности. Отличительной особенностью рисун­ков данного типа является то, что в них, как правило, нет исправлений. Работа над неудачным рисунком либо прекращается и рисуется новый, либо к несовершенному рисунку присоединяются новые и новые дета­ли, иллюстрирующие возникающие ассоциации ребенка. На этой ста­дии сам процесс рисования гораздо более значим для ребенка, чем вы­полнение определенной задачи изображения. На рисунке Милы С. 6 лет (см. рис. на обложке) изображено целое сюжетное повествование. Со­бака, живущая в конуре, расположенной справа, позвала кошку в гости на пирожки. Кошка пообещала зайти после прогулки. Собака пригла­сила кошку приходить, когда запах пирожков проникнет к ней в комна­ту. На рисунке изображено множество значимых для повествования де­талей, например флаги государств (кошка — француженка, а собака — россиянка и москвичка). Хозяйка собаки показана в профиль.

5. Завершает процесс развития графических навыков стадия правиль­ного изображения. Несмотря на то что уровень воспроизведения обра­зов на этой стадии различен у разных людей и зависит от множества факторов, рисунки на данной стадии в значительной мере теряют детс­кость.